03 апреля 2019 - 19:18

В рамках антирелигиозной политики в первые годы советской власти в нашей стране была организована кампания по массовому уничтожению культовых религиозных сооружений. Основным объектом гонений стала Русская православная церковь. Стоит отметить, что вторая масштабная антиклерикальная волна была инициирована Никитой Хрущевым в начале 60-х годов XX века. Например, в Ленинграде в 1961 году был взорван собор Успения Пресвятой Богородицы — памятник искусства в стиле барокко, построенный прославленными русскими архитекторами Франческо Растрелли и Андреем Квасовым.

В 1917 году в Российской империи насчитывалось 78 тысяч церквей и 1253 монастыря. К 1991 году на территории Советского Союза, по приблизительным данным, оставалось около 7,5 тысяч храмов и 16 монастырей. Точное количество взорванных, разобранных или переделанных в склады церквей до сих пор неизвестно. Вместе с тем, если обратиться к тысячелетней истории православной России, богоборческий ее период покажется ничтожным во временных рамках. Тем не менее, его последствия, как видно из приведенных ранее цифр, радикально отразились на облике наших городов и деревень. Сейчас Москва вновь следует вековым традициям. В стране строятся новые храмы, восстанавливаются монастырские обители, мы защищаем единоверцев на Ближнем Востоке и на Балканах. Однако порой еще можно столкнуться с вопиющими примерами безобразного отношения властей на местах к памятникам культуры и христианским святыням. 

В горном селении имени Коста Хетагурова в республике Карачаево-Черкесия стоит Шоанинский храм, основанный в конце X века. Когда христианство только еще распространялось на Руси, когда в Киеве и Новгороде еще не было каменных церквей, на юго-восточном отроге горы Шоана ученики византийских зодчих возвели каменный собор. Аланское царство (территории современных Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Северной и Южной Осетии) приняло христианство восточного образца между 912 и 925 годами. 

Шоанинский храм наряду со Средним Зеленчукским является древнейшей православной церковью в России. В Российской империи он стал одним из скитов Александро-Афонского монастыря. В 20-е годы прошлого века храм пытались разрушить большевики, но они столкнулись с яростным сопротивлением местной общины. На протяжении десятилетий все ремонтные работы также оплачивали местные жители, однако после распада СССР в силу известных причин денег на восстановление святыни уже не находилось. 

В последние годы церковь неоднократно подвергалась нападениям со стороны радикальных религиозных экстремистов. Большинство населения Карачаево-Черкесии исповедует ислам, и в среде молодых мусульман провокаторы нередко распространяют ложные экстремистские учения, проповедующие нетерпимость к христианству. Не раз Шоанинский храм пытались поджечь. Последняя из таких попыток была предпринята злоумышленниками в 2011 году. Тысячелетняя святыня также привлекает и черных копателей. В 2015 году они проникли в церковь и вскрыли пол, разрушив часть каменной кладки. Через два года инцидент повторился. Несмотря на многочисленные акты вандализма, республиканские власти тогда не посчитали нужным выставить охрану к объекту культурного наследия России. На просьбы местных жителей выделить средства на реставрационные работы, чиновники также ответили отказом. Местным жителям самим пришлось оплачивать ремонтные работы.

Ситуация изменилась, когда в позапрошлом октябре Владимир Путин подписал указ о праздновании в 2022 году 1100-летия крещения Алании. Правда, отнюдь не в лучшую сторону. После этого чиновники решили храм закрыть и не пускать туда прихожан. По словам жителей селения, карачаевские депутаты напрямую заявили, что храм им неинтересен. Вполне вероятно, региональные власти просто решили «освоить» бюджеты, выделяемые из Москвы на реставрацию церкви. 

Сейчас представителям христианской общины и гражданским активистам, пытающимся поднять общественный резонанс, поступают угрозы. 370 семей вынуждены были написать обращение на имя главы республики Рашида Темрезова и президента РФ Владимира Путина. Прихожане хотят, чтобы им оставили свободный доступ в храм. Также они просят права и дальше иметь возможность за ним ухаживать. Ведь именно благодаря местным сподвижникам в России сохранилась православная святыня, появившаяся еще в первом тысячелетии нашей эры.

Источник