06 августа 2015 - 13:01

Фотокорреспондент МИА «Россия сегодня» Андрей Стенин пропал при выполнении редакционного задания в начале августа 2014 года в окрестностях города Снежное в Донецкой области. Украинские силовики проводили там спецоперацию против ополчения. Андрею Стенину было 33 года. Обстоятельства его смерти долгое время были неизвестны. После того, как Следственный комитет России провел ряд экспертиз, было доказано, что фотокорреспондент погиб 6 августа, в результате обстрела автоколонны украинскими военными. Об этом 3 сентября сообщил гендиректор МИА «Россия сегодня»  Дмитрий Киселев. 

Официальный представитель СКР Владимир Маркин сегодня заявил, что по колонне, в которой находился журналист, открыли огонь представители 79 аэромобильной бригады Вооруженных сил Украины. В обстреле они применяли тяжелую бронетехнику. Он добавил, что в дальнейшем, представители самопровозглашенной Донецкой народной республики передали в распоряжение следствия части сгоревшей техники, а также останки погибших. Было установлено, что в машине вместе со Стениным находились еще двое журналистов. Это были сотрудники информационного сайта icorpus Андрей Вячало и Сергей Коренченков. 

По словам Маркина, украинская сторона намеренно скрывает обстоятельства их гибели. Следственный комитет направил запрос о правовой помощи по данному уголовному делу в компетентные органы Украины. СКР получил ответ, что правоохранительные органы ведут досудебное расследование по фактам убийства журналистов. Но какие-либо сведения предоставлены не были. Маркин отметил, что следствие располагает данными об «иных свидетелях, которые могут знать что-либо об обстоятельствах этого преступления, и в настоящее время продолжается комплекс следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление их местонахождения и последующего допроса».

За мужество и героизм, проявленные при исполнении профессионального долга, Андрей Стенин был награжден Орденом Мужества РФ посмертно. Сегодня, в день годовщины его гибели, коллеги с самого утра начали возлагать цветы к мемориальной доске, установленной у входа в агентство «Россия сегодня». Ее установили в день его 34-летия, 22 декабря 2014 года. На доске профиль Андрея и надпись: «Фотожурналист Стенин Андрей Алексеевич убит при исполнении профессионального долга под Донецком 06.08.2014».

Его имя теперь носит международный конкурс фотокорреспондентов. Коллеги продолжают его дело. В Москве утром прошла презентация альбома лучших работ самого Андрея. В него вошли 168 фотографий, сделанных Стениным в период с 2010 по 2014 годы во время его работы фотокорреспондентом в разных странах, включая Украину, Ливан, Сирию, Египет, Турцию, Ливию и Киргизию. При составлении альбома друзья и коллеги обратились к его колоссальному фотоархиву и личным записям.

 

Аркадий Мамонтов, журналист, телеведущий:

«Я лично не был знаком с Андреем Стениным, но это в принципе неважно - все мы из одного цеха. Когда кто-то из нашего товарищества погибает, это всегда вызывает сожаление и создает ощущения того, что ты, делая свою работу, оказываешься беззащитным. Особенно в условиях, когда люди, которые пытаются тебе убить, понимают, зачем они это делают. Они убивают, чтобы заткнуть рот, чтобы журналист не рассказывал о ситуации, которая реально складывается, в частности, на Украине. 

Вообще работа журналистов в зонах конфликта сейчас намного жестче, чем была в 90-е годы и даже в начале 2000-х. Сейчас люди, которые оккупировали Украину - я имею в виду американцев, - прямо в посольстве в Киеве целой командой разрабатывают меры противодействия всем медийным ресурсам, которые есть в этой стране. Причем это касается не только российских СМИ, но и других независимых средств массовой информации, которые пытаются показывать то, что там реально происходит. Я говорил это и в прошлом году, еще до гибели наших ребят. На Украине есть специально подготовленные люди, которые занимаются нейтрализацией журналистов. Гибель людей – не случайность. Это хорошо подготовленная операция создания атмосферы нетерпимости по отношению к тем, кто имеет другие взгляды и пытается донести их до народа. К сожалению, я думаю, что на этом все не закончится – попытки запугать, заткнуть рот будут продолжаться и дальше. Надо соблюдать крайнюю осторожность при работе в горячих точках, не бежать, сломя голову, а все просчитывать, прислушиваться к своей интуиции и, конечно делать свое дело. Это очень важная и нужная работа для нашего Отечества».

 

Всеволод Богданов, председатель Союза журналистов России:

«Хорошо, что мы помним, как Андрей работал, как он погиб. Это, наверное, в данном случае большая заслуга работодателей, которые взяли на себя ответственность за произошедшее, которые помогают семье Андрея и семьям других журналистов, работающих в горячих точках. К сожалению, сегодня главная тема – ответственность работодателя за ту опасность, которой подвергается журналист. В сентябре, когда Госдума начнет работу после каникул, мы обязательно вернемся к этому вопросу. Недавно была большая дискуссия на счет безопасности журналистов, состоялось заседание под руководством Сергея Железняка. Мы говорили о договоре, который должен быть обязательно заключен между журналистом и работодателем перед тем, как корреспондент отправится в горячую точку. Активную позицию занял Леонид Левин, председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи. В общем, мы постараемся сделать все, чтобы обеспечить безопасность журналистов на законодательном уровне. 8 сентября, в Международный день солидарности журналистов, мы по традиции встречаемся в Консерватории. Это будет, как всегда, большой концерт мировых музыкантов, который они посвятят нашим погибшим коллегам-журналистам. 15 декабря в Доме журналистов будет встреча с семьями наших погибших коллег. Надо сделать все возможное и невозможное, чтобы «глаза и уши общества» - журналисты – оставались живы после выполнения своего долга».

 

Евгений Поддубный, военный журналист:

 «Гибель Андрея – большая моя личная трагедия. Он погиб в то время, которое мы с коллегами уже назвали Страшный август. Это было тяжелый период не только для репортеров. В машине с Андреем были еще люди. Там же погибли мирные жители. Я помню, когда мы, его коллеги, только нашли Андрея, насчитали вокруг порядка 20-ти гражданских автомобилей. Через год прояснилась картина произошедшего. Теперь понятно, что Стенин погиб в ходе эпизода, который можно смело назвать военным преступлением и который должен быть расследован. Украинские военные убили не только Андрея, талантливого репортера. Они убили мирных жителей, которые пытались покинуть зону боевых действий. Во всем мире это называется однозначно – военное преступление. Безусловно, необходимо знать фамилии людей, которые отдавали приказ стрелять, и фамилии людей, которые стреляли. Если они все еще живы».