
Всероссийский центр изучения общественного мнения спросил у российских граждан, как они относятся к уничтожению запрещенных к ввозу продуктов. 46% респондентов ответили, что поддерживают подобную практику, при этом 44% сказали, что отрицательно относятся к утилизации такой продукции, каждый десятый (10%) затруднился ответить.
Отвечая на вопрос, как следует поступать с задержанными на таможне запрещенными продуктами, четверть опрошенных (25%) предложили отдавать их незащищенным слоям населения — малоимущим и бездомным, 22% поддержали государственную идею уничтожения санкционного котрафакта, 14% порекомендовали отправлять его обратно. На четвертом месте с заметным отрывом оказалось предложение усилить контроль за ввозом продукции (7% ), еще была идея наказывать тех, кто провозит эти продукты (3%).
16% респондентов считают, что власти РФ уничтожают конфискованные продукты из-за их возможного ненадлежащего качества. Чуть меньше опрошенных (15%) видят в этом ответный ход на политику Запада (антироссийские санкции). 10% россиян объяснили ситуацию еще проще — «чтобы больше не ввозили». Затруднились с ответом около трети граждан (31%).
Исследование ВЦИОМа также показало, что только 10% считают, что конфискованные товары нельзя уничтожать ни при каких обстоятельствах. Большинство опрошенных уверены (79%), что это нужно делать, если речь идет о некачественных, опасных для здоровья продуктах. Другие называют достаточным основанием для уничтожения поддельную документацию или ее отсутствие (44%), иные виды нарушений законодательства России (33%).
Почти половина граждан (49%) высказали мнение, что после уничтожения продуктов их будут реже ввозить в Россию, чем сейчас. Такого мнения чаще придерживаются жители Москвы и Санкт-Петербурга (63%). 38% предположили, что товат будет поступать в тех же объемах, что и сейчас, 3% опасаются увеличения числа попыток нелегального ввоза продовольствия.
В опросе приняли участие 1,6 тыс. человек из 132 населенных пунктов 46 регионов России.
Алексей Мартынов, политолог, директор Международного института новейших государств:
«Я призываю, наконец, разобраться с терминами. Речь идет об уничтожении не санкционных продуктов, а контрабандных. Здесь есть принципиальная разница! Я думаю, что мем «санкционные продукты» был специально внесен в нашу (информационную) повестку как провокация. Контрабандные продукты питания уничтожаются по всему миру - это традиционная практика. Невозможно проверить каждую коробочку, у которой нет ни сертификатов происхождения, ни маркировок, на которой не указаны сроки годности. Риски для здоровья населения очень высоки!
Вспомним ту знаменитую фуру с сыром, которую показали по всем телеканалам. Как проверить каждую головку сыра? Теоретически это конечно возможно, но фактически этот сыр станет золотым. И если он окажется просто недоброкачественным - это еще полбеды. Напомню, что много продуктов к нам попадает с территории Украины. А если хотя бы в одной упаковке сыра окажется, например, биологическое оружие? А если сибирская язва? Десятки тысяч человек могут пострадать! Это логика, принятая во всем мире. Один из самых жестких законов на этот счет и его правоприменение – у США. Попробуйте, провезите яблоко в кармане при пересечении американской границы. В лучшем случае вас вежливо попросят его выбросить. А если начнете задавать вопросы, и вам попадется въедливый сотрудник, вас еще и задержат, будете писать объяснительную, где вы это яблоко взяли. А если у вас и чека не окажется из магазина, где вы его купили, то вы вообще можете полдня провести в аэропорту. Проверять это яблоко никому даже в голову не придет! Это нормальная практика (уничтожение контрабанды – прим.ред.), когда дело касается продуктов питания и медикаментов.
Еще раз – не надо подменять понятия. Мы сейчас говорим не о санкционке! Мы говорим о контрабанде! Санкционными эти продукты являются, пока они не пересекли границу. Едет фура с товаром из Франции. У него есть маркировки, сертификаты и прочее. Фура подъезжает к границе, и водителю говорят, что эти продукты под санкциями, их ввоз в Россию запрещен. В этом случае и уничтожать нечего! А если эти продукты потом из-за коррупционности или халатности соответствующих служб попадают на территорию нашей страны, то это уже контрабанда.
Вообще, вопрос об уничтожении таких продуктов выеденного яйца не стоит, а из этого сделали целое кино. С большой долей вероятности можно говорить о том, что это хорошо спланированная, заранее подготовленная информационная диверсия против Российской Федерации с целью дискредитации российского руководства и президента Путина лично».
