01 сентября 2015 - 14:12

«Что случилось однажды, может никогда больше не случиться. Но то, что случилось два раза, непременно случится и в третий» - гласит арабская поговорка. 31 августа в Киеве произошли события, которых не случалось со времен кровавого «евромайдана» 2013-2014 годов. Главными организаторами столкновений с силовиками стали радикалы из «Правого сектора» и «Свободы». 

Неонацисты, за спиной которых произошли и поджоги людей, и карательная операция в Донбассе, начали собираться у стен Рады с самого утра. В последний день лета в украинском, с позволения сказать, парламенте рассматривали проект поправок к Конституции в части децентрализации. Возможные изменения  в основном законе трактовались провокаторами в Раде и за ее пределами не иначе как предоставление «особого статуса» Донбассу. Так, партийные свидомиты Ляшко заблокировали трибуну во время голосования. В то же время под стенами Рады начались кровопролитные столкновения. 

Когда стало известно, что поправки приняты в первом чтении, пикетирующие Раду вооруженные националисты попытались прорвать оцепление и ворваться в здание. С криками «ганьба» и «зрада» молодчики избивали сотрудников МВД и нацгвардейцев. Из толпы в милиционеров летели взрывпакеты, булыжники и камни. Апогеем столкновений стал взрыв гранаты, которую кто-то из радикалов бросил в скопление силовиков. Милиционеры и солдаты срочной службы получили множественные ранения. Одному оторвало ноги, другой военнослужащий погиб.  Ранения получили и журналисты. По сообщению пресс-службы МВД Украины в Facebook: в общем — 141 пострадавший, из них 131 — милиционеры и гвардейцы. Из них 10 – в тяжелом состоянии.  Задержано было 18 человек, 13 уже на свободе. 

Арсен Аваков обвинил в произошедшем националистическую партию «Свобода», которая была одной из движущих сил прошлого «Майдана». Арсений Яценюк, призывающий на «евромайдане» тех же самых «мирных демонстрантов» бороться за свое достоинство и будущее, в этот раз их не признал и потребовал «пожизненного заключения для человека, который бросил гранату». Последовала и международная реакция на события в Киеве. В Госдепе США, например, призвали украинцев уважать закон и порядок.

Михаил Погребинский, политолог, политтехнолог, Киевский центр политических исследований и конфликтологии:  

«Это первое серьезное противостояние национал-радикалов, которые помогли сегодняшней команде прийти к власти, с относительно умеренными националистами. И я думаю, это противостояние – не последнее. Пока речь идет о проверке на вшивость действующей власти – насколько она готова поддаваться давлению. До сих пор никто из организаторов этих беспорядков не арестован. Ситуация будет развиваться в зависимости от того, хватит ли у власти политической воли, чтобы противостоять радикалам.

Вообще, рано или поздно это столкновение должно было произойти. Так всегда бывает после революционных или псевдореволюционных событий, когда победители начинают воевать друг с другом. В нашей ситуации повод для этого – попытка игры в компромисс части умеренных радикалов. Под давлением Запада, разумеется. Понятно, что Порошенко и его команда никакого компромисса не хотят. Никто не собирался делать реальных уступок Донбассу. Они хотят его зачистить. Сегодня они этого сделать не могут и ждут более подходящего момента.  

 

Примечательно, что, несмотря на единство умеренных и национал-радикалов в принципиальных вопросах, достаточно технических, игровых разногласий, чтобы на Майдане снова начались убийства. Мы живем в такое странное время, и когда оно закончится, я не знаю».

Олег Бонадренко, политолог, исполнительный директор Российско-украинского информационного центра:

«Вчерашние события нужно рассматривать в том контексте, что Порошенко не в состоянии контролировать националистического зверя, который был разбужен на «евромайдане» полтора года назад. И те, кто утверждает, что это все несерьезно и никаких фашистов на Украине нет, в очередной раз оказались посрамлены. Потому что это не просто фашизм как идеология! Это фашизм, готовый убивать. Убивать тех, кто не согласен с его мнением, даже если они его соратники. 

Я думаю, у Порошенко сейчас не получится обуздать эту стихию. Люди, полтора года назад приведшие его к власти, поняли, как эту власть можно менять. И так просто от этого права они не откажутся. Они теперь считают, что власть меняется на «майданах», и они готовы эту практику продолжать. Это в первую очередь относится тем самым неонацистствующим, фашиствующим радикалам».