15 сентября 2015 - 13:08

Если Россия продолжит оказывать поддержку президенту Сирии Башару Асаду, то она может столкнуться с международной изоляцией, заявил накануне на брифинге пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест. Один из журналистов задал ему вопрос о том, что произойдет, если РФ не присоединится к возглавляемой США международной коалиции, которая проводит контртеррористическую операцию в Ираке и Сирии, и будет поддерживать Асада. Эрнест ответил, что это изолирует Москву от международного сообщества еще больше, поскольку ее цели в данном случае будут противоположны задачам тех 60 стран, которые вместе с Соединенными Штатами борются с террористической группировкой «Исламское государство» (организация запрещена в России).

Вместе с тем Эрнест отметил, что интересы России в Сирии не находятся в полном противоречии с интересами остального мира. «Россия заинтересована в успехе этой антитеррористической коалиции. Россия, конечно, хотела бы видеть успешную реализацию стратегии по ликвидации ИГ», - цитирует пресс-секретаря Белого дома ТАСС. Он вновь повторил, что для Асада настало время уйти.

В Кремле назвали риторику о международной изоляции России несостоятельной. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков отреагировал на заявление своего американского коллеги, заявив, что РФ была и будет ответственным и важным членом международного сообщества: «Что касается изоляции России, то, к сожалению, такую риторику мы видим и слышим в последний год. Цена этих слов достаточно относительна». Он добавил, что активная международная деятельность главы российского государства показывает полную несостоятельность такой риторики.

Также Песков сказал в комментарии для ТАСС, что в Кремле считают совершенно абсурдным противопоставлять усилия России и других стран по урегулированию в Сирии: «Безусловно, мы преследуем общие цели, мы абсолютно сходимся в том, что необходимо урегулирование той катастрофической ситуации, которая сегодня наблюдается в Сирии, необходимы усилия по борьбе с катастрофическим распространением зоны влияния так называемого "Исламского государства"». В Кремле не исключают возможности любого диалога с США по сирийскому урегулированию, но пока таких договоренностей нет. Российские власти считают недопустимым навязывать сирийцам извне пути развития этой страны.

Выступая сегодня на расширенном заседании Совета глав государств ОДКБ, Владимир Путин призвал Запад отказаться от использования террористов для смены неугодных режимов. «Нужно отложить в сторону геополитические амбиции, отказаться от так называемых “двойных стандартов”, от политики двойного или прямого использования различных террористских группировок для достижения собственных конъюнктурных целей, в том числе неугодных кому-нибудь правительств и режимов», - сказал российский лидер. Он добавил, что элементарный здравый смысл и ответственность за глобальную и региональную безопасность требуют, чтобы мировое сообщество объединило усилия против террористической угрозы. Также Владимир Путин отметил, что Москву беспокоит возможное возвращение в свои страны боевиков «Исламского государства», которые сейчас проходят идеологическую и военную подготовку на Ближнем Востоке.

 

Борис Межуев, политолог:

«У меня есть большие сомнения в возможности создания подобной коалиции, которую анонсируют США, без Сирии и Ирана. Потому что именно эти страны – основная сила, которая борется с «Исламским государством». Россия им активно помогает. Также борьбу ведут шиитские отряды в Ираке и Ливане. Курды кое-что сделали против ИГ в Ираке, но, прямо скажем, их силы довольно ограничены. И по политическим причинам американцы не могут сделать на них основную ставку. Какие другие силы Вашингтон собирается мобилизовать, - если они реально собираются - мне не очень понятно. Я думаю, это так же неясно российской дипломатии.

Угрозы об изоляции кажутся мне сотрясанием воздуха с целью решения каких-то политических задач. Американцы не хотят откровенно проигрывать в этом регионе. А сохранение Башара Асада у власти – для них это реальный проигрыш. Обама постоянно подвергается критике за «мягкость» в этом вопросе, причем критикуют его и представители его собственной партии, обвиняя в том, что он не осуществил смену режима в Сирии, когда это было возможно.

Когда американцы осуществляли смену режима талибов в Афганистане, было понятно, что военные силы НАТО – единственные, кого они могут реально использовать. И Россию, которая осуществляла военную помощь альянсу. Тогда Россия американцев поддержала, но сейчас она не будет вести себя столь щедро и способствовать тому, чтобы США с ее помощью продвинули своего человека на место Асада.

В общем, у меня есть ощущение, что подобные заявления делаются исключительно для давления на Россию. Мы будем его отражать. Возможно, это будет длительный процесс. Но нужно жестко стоять на своей позиции. Как говорит пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, нельзя предрешать выбор сирийского народа. Наша дипломатия в данном случае права. А какая международная изоляция может грозить России – мне не понятно. Честно говоря, у меня есть предположение, что если американская внешняя политика будет продолжаться в том же духе и при новом президенте, международная изоляция будет грозить Соединенным Штатам. Уже сейчас их европейские союзники крайне устали от односторонних позиций США».

 

Павел Святенков, политолог:

 «На данном этапе, я полагаю, это просто предупредительные заявления. Однако мне кажется, России сейчас не следует активно влезать в дела Сирии. Да, в наших интересах поддерживать Башара Асада, помогать ему техникой и советниками. Но витающая в воздухе идея отправки туда российских войск мне кажется неудачной. Американцы довольно очевидно играют на стороне «Исламского государства», хотя и анонсируют борьбу с ним, и в данном случае мы можем получить второй Афганистан, не решив при этом проблему с Украиной. А Порошенко делает воинственные заявления насчет «похода на Москву». Поэтому Россия внезапно может оказаться в очень тяжелой ситуации меж двух огней, воюя с Украиной и в Сирии».