
13 октября 1944 в ходе Прибалтийской стратегической операции советские войска освободили Ригу от немецко-фашистских захватчиков. Вечером того же дня в честь воинов-освободителей в Москве был дан салют.
Латвия одной из первых советских республик была оккупирована фашистами. Войска группы армии «Север» заняли Ригу 1 июля 1941 года. Уже к августу вся Латвия входила в состав рейхскомиссариата «Остланд».
К середине лета 1944 года Советская армия прорвала немецкую линию обороны в районе Пскова и Нарвы. Во время проведения Тартуской операции был захвачен плацдарм в окрестностях Тарту. С юга окружение войск группы армии «Север» довершали Белорусские фронты.
Утром 14 сентября 1944 года, после мощной артиллерийской подготовки, при поддержке штурмовой авиации, ударные армии всех трех Прибалтийских фронтов перешли в наступление. Началась Рижская наступательная операция.
Ведя ожесточённые бои, освобождая прибалтийские города и села, советские войска продвигались к оккупированной фашистами Риге. 10 октября соединения Красной армии полностью окружили группировку армии «Север» в Восточной Пруссии на суше.
13 октября войска 3-го Прибалтийского фронта под командованием генерала армии Масленникова при содействии войск 2-го Прибалтийского фронта под командованием генерала армии Еременко освободили столицу советской Латвии.
Спустя 71 год официальные латвийские власти склонны называть 13 октября «началом второй оккупации». Такова официальная историческая доктрина в Прибалтике сегодня. Подменяя понятия, в Латвии продолжают неустанно бороться с союзным прошлым, то есть и со своим же историческим, общим с нами, советским наследием. Таким же общим, как и наша Великая Победа над фашизмом в 1945.
Николай Стариков, писатель, публицист, сопредседатель движения «Антимайдан»:
«Для меня Латвия является частью русского мира. Собственно говоря, это исторический факт. Мы были вместе более 200 лет. И кто может с уверенностью сказать, что мы больше вместе никогда не будем? Я лично убежден в обратном.
Николай Стариков: Для меня Латвия является частью русского мира.
Нынешняя русофобская политика властей Латвии обусловлена тем, что именно за это они получают деньги от Евросоюза и Соединенных Штатов Америки. То есть фактически это отрабатывание грантов. В некотором смысле латвийское правительство – это такое большое НКО, которое получает гранты от наших геополитических «партнеров».
Что касается исторической памяти, то, конечно, большинство латышей знают историю в нормальной трактовке. Но сегодняшние попытки ее уничтожить идут по всем направлениям.
Недалеко от Риги находится концлагерь Саласпилс, в котором были убиты десятки тысяч людей – красноармейцы, люди различных национальностей, в том числе латышские евреи. Сегодня этот лагерь пытаются представить «трудовым» и всячески белой краской замазывают те преступления, которые были там совершены латвийскими националистами.
Если вернуться к тому, кто кого оккупировал - о чем любят говорить латышские историки и политики, - то давайте вспомним 1917 год. К февралю-октябрю 1917 года Латвия – неотъемлемая часть Российской Империи. Никто и никогда не ставил это под сомнение. Латышские стрелки - объединенные вооруженные формирования латвийских граждан сделали очень много, чтобы на территории Российской Империи воцарился хаос, началась гражданская война и победили те, кто в итоге вернул отколовшуюся Латвию в состав будущего Советского Союза.
Поэтому претензии латыши должны предъявлять исключительно к себе».
Владимир Симиндей, историк и политолог, эксперт в области российско-латвийских отношений,истории и современного развития стран Балтии:
«Сегодняшняя дата является важным памятным днем. И для очень многих рижан и других жителей Латвии эта дата символическая и значимая, несмотря на то, что официальные власти Латвийской республики считают ее началом так называемой «второй советской оккупации». Это, конечно, является политически мотивируемым, недобросовестным искажением истории. В целом, официальное отношение к освобождению Латвии от нацистов и их приспешников зиждется на «оккупационной доктрине», в рамках которой на Москву возлагаются некие исторические упреки за то, что якобы в 1940 и в 1944-1945 годах Латвия была оккупирована советскими войсками.
Владимир Симиндей: Официальное отношение к освобождению Латвии от нацистов и их приспешников зиждется на «оккупационной доктрине»
Но дело в том, что понятие оккупации в этом контексте используется исключительно в политико-риторическом ключе без учета строгого международно-правового значения этого слова. И кроме того, подобная трактовка призвана заретушировать, нивелировать уровень соучастия латвийской элиты в осуществлении нацистами их истребительной политики на оккупированных территориях России и Белоруссии.
В этой связи, безусловно, очень важно, чтобы все люди доброй воли, которые помнят и знают об этом памятном дне, 13 октября 1944 года, отметили для себя его значимость, будь то запись в социальных сетях, посещение памятников и могил советских воинов или просто свеча, зажженная на окне».
Эдуард Лимонов, писатель, публицист:
«Когда Латвия пытается предъявить нам счет за якобы оккупацию, нужно ей напомнить, что латышские стрелки расстреляли нашего царя – с чем мы бы и без них самостоятельно справились. Знаменитые латышские полки были большевистской гвардией. Поэтому это мы можем предъявить им счет.
А вообще предъявление счетов – вещь очень глупая. У нас общая история, нам всем надо с этим смириться. Мы влияли на них, они влияли на нас. Причем даже в большей степени, чем нам бы этого хотелось. Надо принять историю такой, как она есть».
