
Выводы Совета безопасности Нидерландов о причинах крушения Boeing МН17 над Донбассом совпали с результатами, опубликованными в исследовании специалистов российского концерна «Алмаз-Антей». Оба доклада были представлены сегодня на пресс-конференциях с разницей в несколько часов.
Об итогах международного расследования, которое длилось 15 месяцев, рассказал общественности председатель СБ Нидерландов Тьиббе Йустра. Именно эта организация координировала ход расследования, в котором принимали участие семь стран, в том числе Австралия, Малайзия, Россия и Украина.
Йустра заявил журналистам, что рейс MH17 потерпел крушение в результате взрыва ракеты 9М38. Он произошел снаружи самолета, слева от кабины пилотов. Эти выводы аналогичны тем, к которым пришли эксперты «Алмаз-Антей» — производителя систем «Бук». Гендиректор концерна Ян Новиков ранее сообщил, что Boeing могли сбить ракетой еще более старой модификации, чем предполагалось. По его словам, в ходе натурного эксперимента стало абсолютно очевидно, что если борт и был сбит ракетой комплекса «Бук-М1», то речь идет о 9М38, которая не имеет поражающих элементов в форме «двутавр».
Йустра пояснил журналистам, что носовая часть борта была поражена сотнями высокозаряженных частиц из боеголовки. «Взрыв вызвал структурные повреждения, из-за которых самолет распался в воздухе. Обломки упали на Украине в районе радиусом 15 км», - сказал председатель СБ Нидерландов.
Вместе с тем, он подчеркнул, что необходимо дополнительное расследование для определения места, из которого по самолету была выпущена ракета. Такое расследование находится вне компетенции Совета Безопасности Нидерландов, заметил Йустра. Согласно итоговому докладу, ракета приблизилась к Boeing почти встречным курсом, и определить угол запуска невозможно. При этом эксперты оценивают площадь района возможного пуска ракеты в 320 кв км.
Свои расчеты представили, в том числе, российские и украинские следователи. Йустра заметил, что данные, переданные ими, укладываются в версию СБ Нидерландов. Авторы доклада убеждены, что ракета, выпущенная с ЗРК «Бук» вне установленного квадрата, «не смогла бы вызвать ту структуру разрушений, которая присутствует на фрагментах самолета».
Вместе с тем стало известно, что Киев, до публикации доклада комиссии по расследованию, требовал отметить в тексте документа, что территорию в районе города Снежное в момент инцидента якобы контролировали незаконные вооруженные группировки. В СБ Нидерландов на это ответили так: «Совет безопасности не предоставляет политическую интерпретацию конфликта и стремится использовать политически нейтральные термины. Другие стороны сами несут ответственность за использованную ими интерпретацию». Такая формулировка указана в итоговом докладе.
Что касается других аспектов авиакатастрофы, то, как сообщил Йустра, у авиационных властей Украины было достаточно оснований, чтобы закрыть небо над юго-восточной частью страны, но они не сделали этого своевременно. По мнению экспертов, риск для гражданской авиации не был в должной мере оценен.
Виктор Баранец, полковник в отставке, обозреватель газеты «Комсомольская правда»:
«Голландская комиссия официально не признала, что выводы «Алмаз-Антея» совпадают с ее выводами.
Уже давно известно, что удар по самолету был нанесен с левой стороны. Тут никакого открытия нет. Пока остаются две основные загадки: чья ракета, и из какой точки был произведен выстрел. Украинцам страшно хотелось, чтобы в доклад было включено положение о том, что ракета якобы выпущена с территории, контролируемой ополченцами. В данном случае, надо голландцам сделать комплимент – они сказали, что никакие умозаключения заинтересованных сторон их не волнуют и пусть это останется на совести тех, кто пытается что-то конкретизировать, не имея всех данных.
Я недоволен целым рядом вопросов. Мне непонятно, куда пропали документы днепропетровского диспетчерского центра, который снизил эшелон на 600 метров. Мне непонятно, почему в деле не фигурирует капитан Волошин. Мне непонятно, почему не использованы показания свидетеля, проживающего в России, который работал на аэродроме в момент падения самолета. Мне непонятно, почему первый доклад «Алмаз-Антея» не был приложен к делу. Таким образом, у меня наберется еще штук 20 вопросов «почему». Ответов я пока не получил.
Мы теперь знаем только одно: «Боинг» погиб, поражение было нанесено в левую «щеку». Но это все.
Меня лично смешит заявление такого серьезного органа, как Госдеп США. Америка не представила миру ни одного доказательства, но с Капитолийского холма вякает, что ракета была российской. Извините, но даже описавшиеся мальчики в московской или в нью-йоркской песочнице ведут себя гораздо серьезнее, чем Государственный департамент США! Не выдвигая никаких доказательств, тыкают пальцем в Россию! От этого уже тошнит, это противно! Но другого мы не ждали.
Виктор Баранец: Меня лично смешит заявление такого серьезного органа, как Госдеп США
Что касается ракеты, «Алмаз-Антей» указывает, что к моменту падения «Боинга», такой тип у нас не стоял на вооружении уже четыре года. Поэтому, естественно, эта ракета была из запасов украинских вооруженных сил.
Теперь вообще открывается новое. Украинцы стонали сначала, что у них вообще не было на вооружении «Буков». А теперь представитель Генштаба Украины сквозь зубы признается голландскому журналисту, что у них есть 60 пусковых установок! Ржавых, правда, но, говорят, процентов 10 из них еще стреляют. Но почему это все не попало в голландский доклад?
Спасибо голландцам, тем не менее, за то, что ничем нас не удивили. Однако, как говорится, дьявол в деталях. Мы сделали всего полшага к ее выяснению. Желательно, чтобы вторая половина этого шага не была политизирована. Потому что априори Россию назначили виновницей. Наша позиция ясна. Если все остальные страны услышат наш голос, мы еще хотя бы на несколько сантиметров придвинемся к правде. Это долгая дорога в дюнах. Помечтаем немножко».
Игорь Коротченко, военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона»:
«Выводы, которые были обнародованы сегодня «Алмаз-Антеем», однозначно говорят о том, что ракета, уничтожившая пассажирский «Боинг» над Донбассом, больше не находится на вооружении в РФ. Установлен точный тип ракеты — это 9М38. Известен район пуска, который на момент катастрофы находился под контролем украинских военных. Ракеты данного типа находятся сейчас только на вооружении частей ПВО Украины. Поэтому причастность украинской стороны к этой авиационной катастрофе сегодня не вызывает сомнений.
Игорь Коротченко: Причастность украинской стороны к крушению малазийского Боинга сегодня не вызывает сомнений
И дальнейшую работу надо строить, исходя из необходимости поиска виновных должностных лиц на Украине. Определение мотивации, почему это (крушение самолета – прим. ред.) произошло: либо халатность, либо сознательно был пуск (ракеты – прим. ред.) осуществлен, либо трагическое стечение обстоятельств. Ну и, разумеется, выявление и наказание конкретных виновных, чьи действия привели к катастрофе. В этом должна заключаться дальнейшая логика работы нидерландской комиссии».
