
Новостной портал Ruposters опубликовал первую часть расследований юриста Ильи Ремесла об общественной организации Михаила Ходорковского «Открытая Россия», которая была создана ближайшим кругом Ходорковского, акционерами НК «ЮКОС» в 2001 году. Параллельно с «Открытой Россией» тогда был создан фонд «Open Russia Foundation». В его совет директоров вошли Михаил Ходорковский, Генри Киссинджер и, по слухам, также акционер «ЮКОСа» Джейкоб Ротшильд. Созданные структуры активно участвовали в политической жизни страны, финансируя различные проекты и отдельных политиков. Так продолжалось до ареста Ходорковского. Однако после того как суд признал Ходорковского виновным в деле «ЮКОСа», МРОО «Открытая Россия» оказалась под давлением силовых ведомств, налоговой службы и министерства юстиций. И к июлю 2006 заявила о приостановке финансирования проектов. К слову, из российской политики ушло порядка 500 млн. рублей, которые, в свою очередь, попали в нее из фондов, которыми управляют Ротшильды и Киссинджер. Конечно, тогда об НКО со статусами иностранных агентов никто и не задумывался, однако «приостановка финансирования проектов», о которой заявила «Открытая Россия», ослабила влияние на политическую жизнь России извне.
Сразу после своего освобождения Михаил Ходорковский реанимировал проект «Открытая Россия», находясь в Берлине. Но теперь они стали называть себя «сетевым общественным движением». «Движение», как и его лидер, своих политических амбиций не скрывает. И 8 октября этого года Ходорковский, обращаясь к своим соратникам, заявил о выборах в Госдуму и намерении «с вашей помощью шагнуть дальше в 2016 году».
Как выяснил автор статьи, МРОО «Открытая Россия», по данным Минюста, не получала финансирования из-за границы с 2012 года. Соответственно, никаких оснований для занесения детища Ходорковского в реестр иностранных агентов нет. При этом пресс-секретарь Ходорковского Писпанен и бывший исполнительный директор Фонда «Открытая Россия» Яструбицкий утверждали, что юрлицо не ликвидировано и сдает «нулевую отчетность».
Согласно закону, любое зарегистрированное НКО обязано сдавать в Минюст отчеты, в которых раскрываются доход и расход имущества и денежных средств – вне зависимости от того, ведет НКО деятельность или нет. О наличии (либо отсутствии) иностранного финансирования Минюст может узнать только из отчетов организации и никак иначе. Но в информационной базе Минюста, где хранятся отчеты всех зарегистрированных организаций, с 2011 по 2015 год нет документов от МРОО «Открытая Россия». Значит, Минюст не может знать наверняка, есть ли деньги у «Открытой России», и, если есть, то откуда они взялись и на что тратились. Организация Ходорковского продолжает существовать, хотя по закону, общественные организации, не сдающие отчетность вовремя, могут быть ликвидированы. И, что самое странное, в бухгалтерских документах на конец 2012 года, по данным Росстата, указана сумма активов структуры в фантастический 171 млн. рублей. Куда делись эти деньги за год, если в 2013, по словам Яструбицкого, «Открытая Россия» уже сдает нулевые балансы, а документы, подтверждающие эти слова найти в открытом доступе не представляется возможным.
Более того, представители организации утверждают, что это старое, заброшенное юридическое лицо. Но в декабре 2014 года (через два месяца после заявления Ходорковского о возобновлении жизни организации) в учредительные документы «Открытой России» были внесены изменения.
Автор статьи в Ruposters также указывает на то, что закон разрешает не регистрировать общественные организации как юрлицо. Однако такие движения не могут иметь в своем активе денежные средства, имущество и те права, которыми наделены юрлица. Но вот в чем вопрос, если структура Ходорковского действительно метит в Госдуму, а также проводит массу мероприятий по продвижению своего имени и его лидеров, то ей приходится тратить огромные средства на оплату различных услуг, а также зарплату своим сотрудникам.
Вполне возможно, считает Илья Ремесло, что в «Открытой России» сотрудники не числятся, а висят на балансах иностранных организаций и получают зарплату там. Но тогда очевидно, в структуре Ходорковского решили не считаться с требованиями закона, чтобы избежать проверок, используя при этом зарубежные средства, о которых нигде не отчитываются. Кроме того, независимо от регистрации, в соответствии со статьей 18 Закона «Об общественных объединениях» все общественные объединения обязаны иметь устав, орган управления, а также соблюдать остальные требования законодательства. Кто является главой «незарегистрированной» «Открытой России», где можно ознакомиться с ее уставом? Но искать ответы на вопросы, что теперь повисли в воздухе, должны представители соответствующих госструктур.
