19 ноября 2015 - 17:53

Среди некоммерческих общественных организаций есть и те, которые в последнее время отказываются от иностранного финансирования. Например, «Комитет солдатских матерей» (КСМ), располагающийся в Санкт-Петербурге, в прошлом году отказался от денег, которые на его проекты выделяли, вероятно, набившие оскомину нашему читателю западные фонды поддержки демократии. В итоге, организация была исключена из реестра иностранных агентов 23 октября этого года. К слову, включена в него она была в конце августа 2014 года. Тогда, пресс-секретарь организации Александр Передрук заявил, что денег, выделяемых государством, ей достаточно, и КСМ будет бороться с приставкой «иностранный агент». 

«Организация отказалась от иностранного финансирования еще до внесения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. В настоящее время это распоряжение Минюста оспаривается в судах, наша жалоба находится на изучении в Верховном суде РФ», — сказал тогда Передрук.

До весны 2014 года КСМ получал деньги в основном от Госдепартамента США и Национального фонда США за демократию. Ежегодный объем финансирования был в размере $50–60 тыс. В том же году организация получила порядка 1,2 млн рублей от государства, что заставило ее отказаться от американской помощи. 

«Комитет солдатских матерей» был создан в конце 80-х годов, а в 1991 году он «легализовался» и начал официальную деятельность «по защите законных прав граждан, подлежащих призыву на военную службу и направлению на альтернативную гражданскую службу (АГС), а также военнослужащих и членов их семей». КСМ оказывает указанным гражданам правовую, юридическую и иную социальную помощь и поддержку, а также «на основе обращений граждан проводит мониторинг нарушений их прав и законных интересов для дальнейшей подготовки аналитических материалов и предоставления их в компетентные заинтересованные органы государственной власти». Именно так звучат основные цели работы КСМ в России. 

Самыми громкими «кампаниями» КСМ были оправдания чеченских террористов, а также раздувание мифа о тысячах российских солдат, воюющих на Украине. В 2014 году «Комитет» начал распространять информацию о якобы погибших и раненных солдатах. Российское руководство, как в Кремле, так и в Генштабе, неоднократно заявляло об отсутствии наших солдат на Юго-Востоке Украины. Но на определенном этапе КСМ, вторя Вашингтону и Киеву, вбрасывал информацию о «сотнях убитых и раненных», а сопредседатель организации сравнил гражданскую войну на Украине с чеченской кампанией, хотя Москва официально не принимала участия в боевых действиях. Полякова начала сравнивать события в Луганске и Донецке с первой антитеррористической кампанией в Чечне, несмотря на всю сомнительность такой аналогии. «Точно такая же ситуация была в первую чеченскую кампанию, когда было непонятно, каким образом российские офицеры попали в Грозный. Тогда же военные нам приносили расписки о неразглашении военной тайны», — заявила тогда Полякова.

Тогда, в эпоху первой чеченской, деятельность КСМ серьезно подорвала репутацию Бориса Ельцина, но реалии конфликта на Юго-Востоке Украины немного иные, хоть этого упорно не замечает Полякова. Уже позже ее коллеги начнут отмечать, что в 90-е родители отправленных в зону боевых действий срочников не давали ни одному из региональных отделений Союза комитетов солдатских матерей (куда также входит и КСМ Петербурга) продохнуть. Председатель этого союза Валентина Мельникова, сотрясая воздух, вопрошает, мол, как же так, родители не обращаются к правозащитникам. Правда тут же выдает версию за версией, якобы куплены родители, похороны проходят в закрытом режиме, а погибших чуть ли не в печах сжигают. Во всяком случае, именно в таком духе она дала интервью украинскому новостному порталу «Гордон». 

«Что мешало родителям прийти к нам и тормознуть — по закону! — собственных детей при призыве? Ничего! Когда я спрашиваю пап и мам: “Вы в курсе, что Россия ведет войну, за детей не страшно?”, они отвечают: “Ой, да никого на Донбасс не посылают”. Есть грубое слово, которое я не могу произнести, но… Я офонареваю от таких родителей, при том, что работаю в Комитете солдатских матерей 26 лет. Наверное, этим придуркам проще ничего не знать и отдать ребенка в армию», — сказала Мельникова в том интервью.

Согласитесь, называть родителей российских солдат, которых якобы убивают в Донбассе, «придурками» — не лучший пиар-ход. Но чего ж не сделаешь для привлечения внимания. 

Примечательно, что, когда инспирированный западными СМИ и политиками скандал только разгорался, Полякова заявляла и о контрактниках, и о срочниках, якобы командированных в ЛНР и ДНР. Уже впоследствии речь шла только о контрактниках.

«Я знаю, что переполнен госпиталь в Ростове-на-Дону, переполнены госпитали на юге, причем в госпитале в Ростове-на-Дону, в лагерном госпитале находится тот контрактник, который обращался к нам, когда мы были в Чечне, в Грозном, когда у нас было выездное заседание президентского совета, и вот эти контрактники к нам обращались. Они уже побывали в Крыму», — заявляла Полякова в эфире телеканала «Дождь». 

Компанию Поляковой в этой борьбе с тенями составили депутат Псковского заксобрания Лев Шлосберг и депутат Госдумы Дмитрий Гудков, Борис Немцов, Сергей Митрохин и другие выдающиеся оппозиционеры отечества. Они называли заявления Генеральной прокуратуры и Генштаба отписками и продолжали искать на Юго-Востоке Украины российских солдат. Было бы не совсем корректно отрицать участие российских добровольцев в борьбе с фашиствующей идеологией Киева, развязавшего кровавую войну. Однако, как потом подтвердил начальник Генштаба ВС Украины Виктор Муженко, российских войск на Юго-Востоке страны все же не было. 

«Сейчас мы имеем только факты участия отдельных граждан РФ и военнослужащих российской армии, которые являются членами незаконных вооруженных формирований. Скажу также, что в настоящее время украинская армия не ведет боев с регулярными частями армии России», — заявил Муженко. 

Однако КСМ это не остановило, правозащитники до сих пор продолжают вбрасывать различную информацию о погибших в Донбассе десантниках, танкистах или разведчиках. 

Что касается нынешней информационной повестки, то Полякова осудила начало военной операции ВКС РФ в Сирии. И непонятно откуда вновь нашла там призывников.

«Конечно, это решение (начать операцию в Сирии — прим. ред.) нас очень беспокоит. Мы помним опыт грузинской войны, когда призывники в нарушение всех законных процедур отправлялись воевать за границу России. Сейчас, к сожалению, это возможно по законному решению. Вспомним Афганистан: люди получали тяжелейшие травмы, за которые государство не отвечало. Поэтому, к великому сожалению, нас это очень тревожит и беспокоит. И вообще, мое личное мнение: война с терроризмом — это война спецслужб и дипломатии, но никак не армии. В принципе, параллель с Афганистаном можно провести. Если дальше встанет вопрос о вводе ограниченного контингента войск, это точно будет, как в Афганистане! Поэтому мы и тревожимся — у нас есть печальный опыт Афганистана, Грузии, Чечни и последние украинские события», — сказала Полякова в интервью все тому же украинскому агентству «Гордон».

Впрочем, это уже отработанный сценарий, и Полякова в очередной раз фонтанирует антироссийской риторикой даже там, где почти все мировое сообщество солидарно с действиями Кремля. Вероятно, она действует по зову сердца, пытаясь защищать наших солдат и их права, но при этом почему-то чаще критикует, чем действительно защищает.

«Комитет солдатских матерей Санкт-Петербурга», хоть больше и не является иностранным агентом, но с законом не согласен. В частности, на официальном сайте организации есть призыв остановить давление на другую НКО, спонсируемую западом, «Мемориал». О нем мы уже писали. КСМ утверждает, что все обвинения против правозащитников Льва Пономарева фиктивны.

«В акте приведены три примера “подрывной деятельности” ПЦ “Мемориал”: оценка агрессивных действий России по отношению к Украине, мнение руководства организации об участии российских военнослужащих в боевых действиях на Востоке Украины, несогласие с неправосудным приговором по “Болотному делу”. Мы считаем долгом правозащитников указывать на нарушения национального и международного права государственными органами любого уровня и бороться за соблюдение норм права. Мы считаем выводы Министерства юстиции в отношении деятельности правозащитного центра безосновательными и носящими исключительно репрессивный характер. Мы требуем немедленно отказаться от данных обвинений и принести извинения в адрес ПЦ “Мемориал”», — говорится в заявлении КСМ.

Читатель с уверенностью заметит, что за те же самые нарушения можно ликвидировать «Комитет солдатских матерей», однако когда это произойдет, и произойдет ли — неизвестно.