26 ноября 2015 - 16:55

Турция намерена и дальше защищать свои воздушные границы так же, как в случае со сбитым российским бомбардировщиком Су-24, заявил президент страны Реджеп Тайип Эрдоган. «Если сегодня случится точно такое же нарушение наших воздушных границ, мы в состоянии дать такой же ответ», — сказал он на заседании глав сельских администраций в Анкаре, сообщает «РИА Новости».

По словам турецкого лидера, Анкара имеет с Москвой стратегическое партнерство и расстроена ее реакцией на инцидент с самолетом: «Мы заранее объявили о том, что в случае нарушения нашего воздушного пространства мы отвечаем автоматически. У нас уже были подобные случаи нарушения. После десяти предупреждений, записи которых опубликованы, эти правила были применены к самолету неизвестной государственной принадлежности. Чей это оказался самолет, стало ясно уже после инцидента. Этот случай нас очень огорчил. Мы также с огорчением наблюдаем за поступающими с российской стороны заявлениями и реакциями, не имеющими отношения к теме».

Эрдоган подчеркнул, что не хочет эскалации конфликта, у Турции «нет никакой причины брать Россию на прицел». Он добавил, что «разногласия с Россией по Сирии — это одно, а правила реагирования на угрозы — другое».

Отдельно турецкий президент подчеркнул, что его страна не покупает нефть у террористической группировки «Исламское государство» (запрещенной в РФ – прим.ред.).  По его мнению, всем известно, откуда Турция берет энергоносители: «Больше всего мы их берем из России. Потом из Ирана, Азербайджана, Северного Ирака. Те, кто обвиняет нас в покупке нефти у ИГ, пусть докажут это». Еще Эрдоган предложил всем, кто ищет источник финансирования «Исламского государства», посмотреть в сторону Сирии, «режима Асада и тех, кто его поддерживает».

Ранее сегодня стало известно, что Дмитрий Медведев поручил правительству подготовить свои предложения по ограничительным мерам против Турции в ближайшие два дня. Премьер пояснил, что санкции будут вводиться на неопределённый срок до улучшения отношений с Анкарой.

А Владимир Путин, выступая на церемонии вручения верительных грамот новыми послами иностранных государств, заявил, что РФ считает абсолютно необъяснимыми предательские удары в спину от тех, кого считала партнерами в борьбе с терроризмом. Президент пояснил, что Турция на высоком уровне до сих пор не принесла России извинений за Су-24, не предложила возместить ущерб и не пообещала наказать виновных. По словам Путина, такими действиями Анкара сознательно загоняет отношения с РФ в тупик, о чем российские власти сожалеют.

Аркадий Мамонтов, телеведущий, журналист:

«Эрдоган, как всякий восточный человек, воспринимает международную политику и взаимоотношения как уличную или как тюремную жизнь. Там у кого глотка сильнее и кулаки мощнее, тот и прав. Это первое.

И в то же время не показать, что Турция может развалиться как страна. Тогда он, может быть, остановится.

И третье: его заявление о том, что турки будут сбивать наши летательные аппараты, если они якобы нарушат границу страны, — это очень жесткое заявление. Нам при этом нельзя сейчас терять лицо. Мы развернули там комплексы С-400, но, на мой взгляд, сбивать турецкие самолеты-нарушители нам нужно только в том случае, если мы будем точно уверены в своей правоте, и у нас при этом будут средства объективного контроля. И делать это нужно при свидетелях. Иначе это война.

Мне вчера один историк сказал, что такая же обстановка была и 100 лет назад в 1914-м году перед началом Первой мировой. Война очень близко. Это не шутки».

 Сергей Михеев, политолог, Директор Центра политической конъюнктуры:

«Нам вообще не следует реагировать на слова Эрдогана или еще кого бы то ни было. То, что он говорит, подтверждает самые неприятные версии по поводу лично президента Турции и его позиции. Во-первых, Анкара крайне обеспокоена тем, что наша операция может разгромить "Исламское государство".

Во-вторых, это к сожалению показывает Эрдогана, как не очень мудрого политика, мягко говоря, и не очень далекого человека. Если ему кажется, что таким образом он решает проблемы, то он ошибается, на самом деле, он их только создает. В том числе, и для Турции. 

Мы не можем говорить мировому сообществу, как реагировать на слова и действия Эрдогана. Они живут там своей жизнью, а мы своей. И в этой, своей жизни, мы должны продолжать операцию против террористов в Сирии независимо от того, кем они считаются — друзьями Турции или друзьями ИГ, это их проблемы. Здесь нам нельзя дать себя шантажировать, должен прозвучать наш жесткий ответ. Операция в САР будет продолжена, в том числе в тех районах, которые Турция считает зоной своего влияния».