26 ноября 2015 - 19:04

Власть в последнее время взяла курс на легкую либерализацию и конкретизацию законов о некоммерческих организациях (НКО). 

В частности, сегодня в СМИ появились сведения о том, что к декабрю термин «политическая деятельность» в соответствующих статьях закона уточнят. Связано это с тем, что на данный момент это понятие в нормативно-правовых документах достаточно размыто, о чем в октябре на встрече с членами Совета по правам человека (СПЧ) говорил президент РФ Владимир Путин. Тогда российский лидер заявил о необходимости в течение трех месяцев подготовить поправки в закон об НКО. Изменения в соответствующие документы будет разрабатывать рабочая группа под руководством первого замглавы администрации президента Вячеслава Володина. 

Как сообщает «Коммерсант», группа уже приступила к разработке юридического определения термина «политическая деятельность», а Вячеслав Володин призвал собравшихся на заседании выработать «абсолютно четкое» определение. 

«Вчера на заседании группы прозвучали предложения под этим термином понимать “систематические” действия, направленные на изменение госполитики, или деятельность НКО, направленную на удержание либо получение власти… По словам источника “Ъ”, рабочая группа соберется в следующий раз в декабре, чтобы обсудить проблему еще раз и попытаться окончательно сформулировать определение», — пишет издание. 

Тем временем сегодня же Общественная палата (ОП) России предложила упростить процедуру регистрации некоммерческих организаций. Об этом заявил журналистам секретарь ОП Александр Бречалов. 

«Одно из главных предложений — это то, что необходимо упростить систему входа и выхода с этого рынка. Сейчас проще зарегистрировать коммерческую организацию, чем некоммерческую, а выйти из состава ее  учредителей еще сложнее», — сказал Бречалов.

Необходимость облегчения процессов регистрации НКО необходима для увеличения числа организаций, которые работают внутри и на благо страны. Эксперты ОП также предлагают создать «многоуровневую систему финансирования проектов». В рамках этой системы должны появиться «малые», «средние» и «крупные гранты» для НКО, «гранты по поддержке инновационных проектов и проектов начинающих социально ориентированных НКО», а также гранты для «поддержания текущей операционной и административной деятельности социально ориентированных НКО».

Резюмируя эти новости, можно отметить, что государство заинтересовано в том, чтобы, так называемый «третий сектор» развивался в рамках, установленных законом, и работал на благо общества. Конечно, общественные организации, которые занимаются позитивной работой и не пытаются влиять на политику, воспримут такие смягчения и уточнения в законодательной части с одобрением, так как это может существенно повлиять на юридические аспекты работы НКО и простимулировать их рост.

К слову, об этом самом третьем секторе на неделе много говорили и в несистемной оппозиции, у которой неприязнь к законодательной базе работы НКО перемежается порою с абсолютно нежизнеспособными идеями. 

В понедельник в Москве завершился Общероссийский гражданский форум (ОГФ). В качестве организатора выступил Комитет гражданских инициатив (КГИ), созданный экс-министром финансов Алексеем Кудриным. На форум съехались около 700 представителей российских НКО. Было высказано предложение создать еще одну организацию, которая бы представляла интересы НКО во власти. Российский союз третьего сектора (РСТС), именно так предложили ее назвать, должен по идее возглавить Алексей Кудрин. 

«Сейчас корпоративные интересы некоммерческого сектора во взаимоотношениях с органами власти никто не представляет. Усилий Общественной палаты и Совета по правам человека недостаточно. Сектор в более уязвимом положении, чем даже бизнес, и новый союз призван объединить руководителей благотворительных, правозащитных, экологических и других НКО по примеру объединений, представляющих интересы бизнеса, — РСПП, “Деловой России” и “Опоры России”», — заявил тогда сопредседатель общественной организации «Голос» Григорий Мельконьянц. 

РСТС, по задумке авторов проекта, должен стать координационным центром всех российских НКО. Координировать работу будут сам Алексей Кудрин и его приближенные. Также экс-министр финансов должен стать главным выразителем идей «третьего сектора» во властных структурах. По сути, Комитет гражданских инициатив хочет создать организацию, дублирующую уже  существующие, такие как СПЧ и Общественная палата.

 

В интервью изданию «Известия» все тот же Мельконьянц рассказал о надеждах, возлагаемых на возможное появление нового кудринского детища. 

«Мы хотим создать такую организацию, которая станет реальным инструментом общения между властью и НКО. Для власти это должно стать своеобразным плюсом, мы не требуем бюджетных денег. Мы создаем новый канал между государством и гражданским обществом. Это важный коммуникационный ресурс, который поможет снять определенное социальное недовольство в обществе», — заявил  Мельконьянц.

Григорий Мельконянц, будучи сотрудником ассоциации некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей “Голос“», прославился в 2011 году на всю Россию фразой «Вы — сурковская пропаганда». В дальнейшем он, став лицом медийным, продвинулся по карьерной лестнице и получил должность замдиректора. На данный момент он является сопредседателем организации.  

«Голос» был создан в 2000 году. По данным сайта организации, ее главной задачей является сохранение, укрепление и развитие институтов гражданского общества в России. НКО стремится к усилению роли общественных объединений и активных граждан в процессе принятия и реализации решений органами государственной власти и местного самоуправления РФ. Основные усилия «Голоса» направлены на проведение свободных и честных выборов посредством общественного контроля над избирательным процессом. 

Более того, организация ставит перед собой цель предлагать изменения законодательства России в части избирательного права. По собственному заявлению, в своей работе Ассоциация «Голос» руководствуется принципом политического нейтралитета. Но к этому мы еще вернемся. 

«Голос» до недавнего времени финансировавшийся из-за рубежа, но отказался от западных денег, как только был внесен в список иностранных агентов. Сейчас организация проходит процедуру исключения из этого реестра, так как не берет денег от иностранных фондов. Это сильно осложнило деятельность организации. Не зря Григорий Мельконянц в эфире радио «Эхо Москвы» призывает граждан жертвовать свои деньги в пользу «Голоса». А год назад, чтобы отправить наблюдателей этой организации приглядывать за выборами на Украине, свои кровные деньги пожертвовал Михаил Ходорковский. Однако возникают сомнения, что они действительно «его» и «кровные».

Также на сайте организации сказано, что «Голос» «использует средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкурса, проведенного движением “Гражданское достоинство”». Некоторые региональные филиалы действуют на территории России как иностранные агенты, например, МОФ «ГОЛОС-Урал». И соответствующая информация на сайте присутствует, но, чтобы найти ее, придется потрудиться. 

«Голос» основали в 2000 году и тогда же запустили свой первый большой проект по мониторингу выборов. Они наблюдали за формированием региональных бюджетов, после чего были разработаны и внесены поправки в главный финансовый документ страны. В истории «Голоса» очень много различных вех. Мы остановимся на самых важных из них. В 2004 году, например, представители организации участвовали в качестве наблюдателей в выборах на Украине. В то же время они задавалась вопросом: «Возможны ли в России свободные выборы?». 

Одной из самых громких кампаний «Голоса» было создание «Карты нарушений» совместно с информационным ресурсом  «Газета.Ру» во время предвыборной гонки 2011 года. Предназначен этот проект был для «мониторинга нарушений на выборах самими гражданами». Проект до сих пор действует и позволяет гражданам сообщать о нарушениях через форму на сайте, телефон или SMS. На основе сообщений формируется интерактивная карта России, отображающая количество сообщений о предвыборных нарушениях в регионах. В декабре «Голос» был оштрафован за «Карту» судом. Организация обратилась с жалобой в ЕСПЧ. Как раз тогда она получила финансирование от Агентства США по международному развитию (USAID) в размере 40 миллионов рублей. Согласно российскому законодательству, «Голос» должен был  уплатить в бюджет 2,4 млн рублей, однако руководство фонда настаивало на том, что доход, полученный от USAID, вообще не подлежал налогообложению, так как являлся пожертвованием. Тем не менее, эти доводы были отвергнуты судом, так как пожертвования могут быть направлены только на общеполезные цели, а деятельность USAID была прекращена в России из-за признания ее «не соответствующей национальным интересам». Деньги, которые «Голос» получил от США, были направлены организации для того, чтобы она следила за выборами в Государственную Думу и выборами президента РФ в 2012 году. В итоге, в результате информационного давления, не последнюю роль в котором играли такие НКО, как «Голос», «Мемориал» и другие, мы получили «Болотную площадь». 

Тогда правозащитники говорили о том, что «лучшей защитой от “цветной” революции будет демократия». Но проблема в том, что никакой демократии они не предлагали. Григорий Мельконянц, например, входил в состав Координационного совета российской оппозиции. Возникает вопрос, как человек, входящий в такую структуру, не испытывает конфликта интересов. С одной стороны, он хочет, чтобы несистемные оппозиционные силы одерживали победу на выборах, и не чурается брать иностранные деньги для осуществления своей цели. С другой, он говорит о том, что стране нужны «честные и прозрачные выборы». Тут остается два варианта: либо НКО используется для оправдания своего поражения и нагнетания обстановки, либо для реализации собственных политических амбиций, а также амбиций сторонников, опирающихся на НКО как рычаг управления общественным мнением. 

Однако позитивный сдвиг в этом всем наметился. И «Голос» в июле уже заявил о том, что не сможет позволить себе столь же «ревностно» следить за выборами в ближайшее время, в частности на местных выборах. Неизвестно лишь одно: успеют ли они подготовиться к выборам в Государственную Думу 2016 года.