09 декабря 2015 - 12:53

Обновлено в 13:15

Совет директоров МВФ утвердил новые правила, согласно которым фонд теперь может выдавать кредиты государствам в случае их дефолта по суверенному долгу, сообщает «Интерфакс». Это решение было принято организацией в целях легализации возможности Киева не платить по своим долгам, заявил глава российского Минфина Антон Силуанов. 

«Решение об изменении правил выглядит поспешным и предвзятым. Принимается исключительно в ущерб России», — уверен министр. Он добавил, что сейчас фактически «рушатся условия, выработанные годами». 

«Правила финансирования программ Фонда существуют десятилетиями и оставались неизменными», — напомнил Силуанов. 

Глава Минфина отметил, что Россия еще в ноябре обратилась в МВФ, предложив вариант выплаты Киевом долга объемом 3 миллиарда долларов. Москва «понимала, что Киев не решает свои долговые проблемы самостоятельно», сказал Силуанов. Однако России предложили вести переговоры наряду с коммерческими кредиторами. 

«Всегда суверенный кредитор имел приоритет перед коммерческими. Правилами подчеркивалась особая роль официального кредитора, что особо важно в кризисные периоды, когда коммерческие кредиторы отворачиваются от страны и лишают ее доступа к ресурсам. Напомню, что только Россия оказала поддержку экономике Украины и предоставила кредит стране, не имевшей выхода на внешние рынки два года назад», — заявил министр.

По его словам, «это не конструктивный диалог, круг замкнулся». «Мы готовим документы для обращения в суд», — рассказал Силуанов.

Между тем, премьер-министр Дмитрий Медведев уверен, что Украина не заплатит долг.

«Принято говорить, что надежда умирает последней, но если вы хотите знать мое мнение, у меня есть ощущение, что не вернут, потому что жулики. Они отказались возвращать деньги, а наши западные партнеры нам не только не помогают, но и мешают в этом», — сказал глава кабмина в интервью пяти российским телеканалам. Он назвал чушью заявления Киева о том, что долг в три миллиарда комменческий, а не суверенный.

Киев должен в этом месяце вернуть Москве 3 миллиарда долларов. Украинские власти хотят реструктурировать долг как коммерческий. Руководство России же считает его государственным. В середине ноября президент Владимир Путин предложил Украине рассрочку на три года по одному миллиарду в год. Эти условия лучше, чем те, что просил МВФ, заявил тогда глава российского государства. Одним из условий была гарантия со стороны США, ЕС или крупного банка о выплате. Вашингтон отказался обеспечивать это условие. 

Долг, о котором уже так давно спорят Россия и Украина, образовался в 2013 году. Тогда российский лидер Владимир Путин и украинский президент Виктор Янукович договорились, что Москва предоставит Киеву кредит на 15 миллиардов долларов через размещение украинских ценных бумаг. В рамках этой программы на Ирландской фондовой бирже 20 декабря 2013 года были размещены облигации на сумму 3 миллиарда долларов. Россия выкупила их за счет средств Фонда национального благосостояния. После смены власти на Украине вследствие «майдана» дальнейшие выплаты Киеву были, к счастью, заморожены.

Алексей Мартынов,  политолог, директор Международного института новейших государств:

«В решении МВФ нет экономики, только чистая политика. Это вообще не экономическая организация, а инструмент политического давления и подчинения других государств. Однако до вчерашнего дня существовали определенные правила игры, которые позволяли каким-то образом ориентироваться в мировых экономиках. Статус «страны-дефолта» накладывал серьезные ограничения на ряд возможностей этого государства. И помимо вербального неприятия, этот статус должника серьезно ограничивал в маневрах. Если ты банкрот, тебе никто не дает в долг, с тобой никто не будет иметь дела, тебя никто не будет воспринимать всерьез. Поэтому многие страны старались этого статуса избежать. В этом и был смысл. 

Теперь правила поменялись. Ради Украины. Надо полагать, что не зря это событие совпало с визитом в Киев американского куратора украинского проекта Джозефа Байдена (вице-президент США — прим. ред.). 

Чтобы избежать этих позорных обстоятельств в виде дефолта, которые будут иметь серьезные последствия, у Украины было несколько вариантов. Заплатить денег нет. Принять вариант рассрочки, который благодушно предложила Россия, понимая, что у Украины денег нет. Но нужны были гарантии США, ЕС или крупного банка. Американцы не могли допустить того, чтобы европейцы эти гарантии дали, таким образом усиливая свое влияние и присутствие в их американском проекте. Но и сами США не желали платить деньги, понимая, что просто выбросят их в трубу. Потому что даже эти гарантии их украинские подопечные каким-то образом бы украли. Поэтому США пошли самым простым путем: они решили изменить правила международной игры. 

Мы и раньше с вами догадывались, кто управляет МВФ. Но сегодня мы с уверенностью можем сказать, что США, надавив на определенные кнопки и послав нужные сигналы, получили нужный результат. Он, кстати, не может не порадовать Грецию, например, и множество других стран-лузеров, которые изо всех сил старались не стать банкротами и ради этого шли на определенные уступки и непопулярные реформы.

Создан прецедент, благодаря которому когда каждый теперь может сказать: «Да пошел ты!» Все равно богатые накормят бедных. Единственное условие — лояльность США. 

Вообще, после подобного переобувания в воздухе со стороны МВФ (даже шнурки не развязали) приличным странам в МВФ делать нечего. Уж России точно стоит подумать о том, чтобы покинуть этот политический инструмент, который управляется из Вашингтона».

Александр Охрименко, публицист, президент Украинского аналитического центра:  

«Решение МВФ о предоставлении кредитов странам, которые допустили дефолт, имеет свои подводные камни. Оно не означает, что фонд подстроился под Украину — он просто дал ей шанс. В чем хитрость? Да, МВФ согласен продолжать кредитование Киева даже в случае дефолта по долгу перед Москвой. Но есть условие: Украина должна сесть за стол переговоров с Россией и выработать компромиссное решение. То есть МВФ не согласен давать деньги просто так, понимая, что есть проблема трех миллиардов. Они согласны давать деньги, если будут видеть, как это проблема решается. Реструктуризация, частичное списание, переложение на следующий срок — все это должно обсуждаться. 

В фонде подталкивают Украину начать полноценные, объективные переговоры с Россией, отказавшись от «некоммуникабельных» заявлений. Вообще, консультации — это довольно скучное дело. Но их надо провести. Целью Киева должно быть нахождение компромисса, который удовлетворит, прежде всего, МВФ. И тогда у Киева будут деньги. Не будет переговоров — будут только обещания, денег не будет. 

Предложение России о рассрочке долга на три года по миллиарду в год — это предложение для переговоров. Понятно, что каждая сторона хочет для себя наилучших условий. Но именно в результате консультаций можно найти компромисс. Например, договориться о «каникулах» для выплаты долга. Есть тема для дискуссии: Украина предложит 5 лет «каникул», Россия год, сойдемся на двух годах. Вот это компромисс, которого ждет от Киева МВФ».