09 декабря 2015 - 14:50

По просьбе России Совбез ООН провел закрытое заседание, на котором обсуждался вопрос о введении Турцией своего воинского контингента на территорию Ирака. 4 декабря на территорию Ирака вошел турецкий танковый батальон. Турки заявляют, что техника и военные были нужны для обучения и тренировок курдского ополчения, воюющего с «Исламским государством» (ДАИШ) (организация запрещена в России).

Маневры турецкой армии никак не были согласованны с Багдадом. Члены Собеза расценили эти действия как «враждебный акт» и потребовали незамедлительного вывода войск, сообщил по завершении заседания постпред России при ООН Виталий Чуркин. Его слова передает агентство ТАСС.

«Надеемся, что та обеспокоенность, которую проявили генеральный секретарь ООН и ряд членов Совета безопасности в ходе созванного нами обсуждения, охладит горячие головы в Анкаре, что они урегулируют ситуацию в Ираке так, как это удовлетворяло бы правительство Ирака», — заявил Виталий Чуркин.

Постпред России в ООН также сообщил журналистам, что, по его мнению, США не были поставлены в известность о шагах Турции в Ираке. «Я пришел к выводу, что эти действия для американцев были неожиданными, что, в общем странно. Это говорит, опять же, о том, что Турция несколько непредсказуемый игрок, который может совершать шаги, которые вызывают протест не только у иракцев, но могут озадачить и Соединенные Штаты», — заключил Чуркин. 

Кроме этого, стало известно, что Россия и США готовят проект совместной резолюции Совбеза ООН по борьбе с террористическими угрозами и «Исламским государством» (ДАИШ). «Это будет обширная, всеобъемлющая резолюция по борьбе с терроризмом, которая существенно усилит потенциал СБ в борьбе с террористической угрозой», — сообщил Виталий Чуркин.

Михаил Юрьев, предприниматель, писатель:  

«Легко могу себе представить, что США не были поставлены в известность о шагах Турции в Ираке. Я думаю, что Штаты и про подготовку турецких властей к тому, чтобы сбить российский бомбардировщик, не знали. Это не потому что я США как-то идеализирую, а потому что Турция пытается играть в свою игру. Наши претензии к ней, в отличие от Украины, не в том, что она американская марионетка, а в том, что она играет в еще более враждебную нам и нашим планам игру, чем они. Что касается объяснений Турции про обучение курдского ополчения, то это смахивает на анекдот. У всех курдов: иранских, сирийских, и иракских, в том числе, — у них у всех очень развито чувство национального единства. Всех других курдов в мире они считают своими братьями. В частности, всех турецких курдов — они составляют основную часть курдского населения в мире — они видят дискриминируемым и подавляемым Турцией народом. Эта страна не дает им никакой автономии и, тем более, не дает создать свое государство. Поэтому курды для Турции — ну никак не друзья, ни с какой стороны, скорее наоборот.

Весь курс (Реджепа Тайипа) Эрдогана, безусловно, — это курс на восстановление империи, великой державы, которой Турция была до первой мировой войны. Может быть, в самом этом факте и не было бы ничего плохого, это в некотором смысле похоже и на российский курс. Но вопрос заключается в том, что османо-реваншистский курс Турции вошел в непримиримое противоречие с нашими интересами. Если бы они следили за тем, чтобы этого не произошло, так и все было бы нормально. Мы за то, чтобы существовали сильные современные государства, пусть даже и империи. Для нашей концепции многополярного мира это очень хорошо. Разрушить все и создать огромное количество совсем мелких импотентных стран — этого хочет Америка. 

Эрдоган и стал президентом, поскольку в турецком обществе возник мощнейший запрос на пересмотр кемалистской идеологии (отбрасывание имперского прошлого и строительство обычного, небольшого и заведомо не очень значительного национального государства) и в конечном итоге отказ от нее. 

Но ведь можно идти по этому пути не наглея, как Турция. Это личные просчеты Эрдогана. Как говорил Талейран (министр иностранных дел Франции во времена Наполеона — прим ред.) — это хуже чем преступление: это ошибка».

Виктор Олевич, политолог, эксперт по российско-американским отношениям:  

«Дело в том, что Турция в течение уже многих лет предпринимает подобные вылазки вооруженных сил на территорию северного Ирака. И не для помощи курдским ополченцам, а для борьбы с ними. Курды представляют для Турции угрозу с точки зрения руководства этой страны. Они составляют от 15 до 20 процентов населения Турции. И имеют, как известно, достаточно существенную диаспору в ряде сопредельных стран: Сирии, Ираке и Иране. И деятельность курдской диаспоры, в частности, Курдской рабочей партии, или других оппозиционных движений, всегда имела для Анкары потенциальную опасность. Она заключается в угрозе сепаратизма в самой Турции и потенциальном расколе государства. Поэтому турецкие войска периодически пересекали (и пересекают) границу с Ираком, проникали в северные районы страны в так называемый автономный Курдистан и пытались там периодически зачищать элементы ополчения. Что касается того, что США могли быть не в курсе действий турецких войск… ну разумеется, Соединенные Штаты прекрасно знают, в чем заключается политика Турции на севере Ирака, это не сюрприз. 

В этом нет ничего нового. Хотя они могли быть поставлены или не поставлены в известность о конкретно этой вылазке. Это происходит уже в течение многих лет. Но открыто заявлять о том, что Вашингтон об этом знал, и о том, что США в таком случае поддерживают нарушение границ суверенного государства — конечно же такого американцы делать не могут и не хотят. Тем более, в нынешней ситуации, когда и так существует достаточно напряженная атмосфера в регионе. После того, как Анкара сбила российский бомбардировщик Су-24, отношения между Россией и Турцией резко ухудшились. Напряженные сейчас отношения у Турции и с Ираном, с Сирией, с Ираком».