16 декабря 2015 - 16:27

15 декабря в Московском Кремле состоялась встреча президента РФ Владимира Путина и госсекретаря США Джона Керри.

С российской стороны в переговорах также приняли участие министр иностранных дел Сергей Лавров и помощник президента Юрий Ушаков.

Американская делегация была представлена, помимо Керри, его заместителем Викторией Нуланд, специальным помощником президента США по делам России Селестой Уолландер и послом США в России Джоном Теффтом.

Общению российского лидера с американскими дипломатами предшествовали переговоры глав внешнеполитических ведомств США и РФ. Итоги переговоров были обсуждены на встрече Владимира Путина с Джоном Керри.

Владимир Путин заявил, что Сергей Лавров сообщил ему об американских предложениях и о вопросах, которые требуют дополнительного обсуждения.

Джон Керри поблагодарил главу российского государства за гостеприимство и за сотрудничество в урегулировании международных проблем.

«Господин президент, большое спасибо за ваше гостеприимство, во-вторых, за то, что эта команда во главе с министром иностранных дел Сергеем Лавровым находится в нашем распоряжении, и в том, что касается наших усилий, и эти усилия действительно являются совместными, они проходят на основе сотрудничества, и мы за это очень благодарны», — сказал Госсекретарь США. Кроме того, Джон Керри отметил, что вместе РФ и США могут сделать многое, чтобы продвинуться в решении проблемы Сирии.

Беседа Путина и Керри за закрытыми дверями продолжалась больше трех часов.

По завершении встречи президента РФ с американскими дипломатами перед журналистами выступили Сергей Лавров и Джон Керри.

Россия и США подтвердили договоренности по Сирии в рамках «венских встреч», сообщил глава МИД РФ. Россия поддерживает идею созыва встречи по Сирии в Нью-Йорке 18 декабря, добавил Лавров. Также министр уверен, что утверждения из доклада ООН о том, что российская операция в Сирии приносит страдания мирному населению, не имеют подтверждения.

В свою очередь, госсекретарь США подчеркнул, что Россия и США могут достичь прогресса в некоторых вопросах, несмотря на разногласия. По словам Керри, Асад не имеет возможности быть лидером Сирии в будущем, но с российской стороной обсуждался только политический процесс. Тем не менее, Вашингтон согласен с основными взглядами Москвы на ситуацию в САР, в том числе с тем, что страна должна остаться единой, уточнил Керри. По словам американского дипломата, США и РФ честно говорят о разногласиях, но ищут подходы для улучшения отношений.

В рамках двухсторонних переговоров обсуждалась и ситуация на Украине. Сергей Лавров отметил, что стороны обменялись оценками относительно задач по урегулированию украинского кризиса. «РФ и США, в развитие тех договоренностей, которые были в принципиальном плане достигнуты между президентами Путиным и Обамой, подтверждают свою поддержку минских договоренностей, поддержку "нормандского формата" и будут использовать свои возможности, чтобы добиться полного выполнения минских соглашений», — сказал министр иностранных дел России. 

Джон Керри заявил, что чем скорее будут выполнены минские соглашения, тем скорее будут отменены антироссийские санкции. 

«Необходимо предпринять шаги, касающиеся имплементации минских договоренностей, продолжать совместные усилия, чтобы разрешить конфликт на Украине. Нам нужно продолжать процесс, о котором договорились президенты и который был начат несколько месяцев назад», — отметил Керри.  

«Надеемся, что чем скорее будут имплементированы и полностью выполнены минские соглашения, тем скорее будут отменены санкции США и ЕС», — сказал американский госсекретарь.  

Предыдущий визит госсекретаря США Джона Керри в Россию состоялся 12 мая. Президент РФ Владимир Путин тогда принял американскую делегацию в своей сочинской резиденции Бочаров ручей. Встреча также прошла после переговоров госсекретаря с главой МИД РФ.

Борис Межуев, политолог, журналист: 

«Нет однозначного понимания, зачем же Керри приезжал накануне в Москву. Ясно, что визит такого уровня не мог обойтись без послания Обамы Путину (которое госсекретарь США должен был передать российскому президенту, об этом говорят некоторые аналитики — прим.ред.). Самое очевидное предположение, и оно, я думаю, имеет под собой основание, что готовится встреча двух президентов. Не случайная, на 5 минут в коридоре, как это было во время саммита G20, например, а значимая, на которой должны быть приняты серьезные решения по спектру вопросов. Возможно, связанных с Ближним Востоком. Какой может быть повестка этой встречи, пока сложно сказать. Но мне представляется, что прощупывается почва для объединения США и России в рамках единой коалиции. Сейчас не исключено, что между Соединенными Штатами и РФ есть не так много противоречий, как это было раньше. Учитывая, что Ближний восток все больше и больше приобретает черты таких глобальных Балкан или даже чего-то большего. И к тому же различные региональные игроки, в том числе те, которые считают себя союзниками США, предпочитают действовать абсолютно самостоятельно, невзирая на какие-то политические приоритеты, которые есть у западной коалиции. 

Вероятно, возникает понимание того, что Штатам и России необходимо объединить усилия, во всяком случае, выработать общие пункты политического разрешения ситуации. Допустим, договориться о характере трансформации власти в Сирии, чтобы там происходили выборы, желательно свободные, в которых могли бы принимать участие различные силы. Возможно, чтобы в них также участвовали нынешние лидеры сирийского режима. Какая-то формула политического разрешения этой ситуации у России и США нащупывается. Может быть, это лишь мое предположение, но я не считаю, что это в принципе невозможно. Была, например, гражданская война в Ливане, и все-таки мировое сообщество с очень большими трудностями, но добилось того, что она прекратилась. И различные политические меньшинства, религиозные общины, которые воевали между собой, договорились о какой-то конфигурации власти, позволяющей им, по крайней мере, не воевать друг с другом на протяжении долгого времени. Это нестабильное государство. Но все-таки оно не находится в состоянии перманентного политического хаоса. Делая выбор между Ливаном и нынешней Ливией, надо все-таки выбрать ливанский вариант. Потому что ливийский — чудовищен. А ливанский — это тот самый худой мир, который лучше доброй ссоры. Может быть, о чем-то подобном может идти речь и в случае с Сирией. 

Присутствие госпожи (Виктории) Нуланд доказывает, что и тема Украины тоже звучала на этих переговорах, иначе она бы там просто не присутствовала. Нуланд была явно важным участником встречи. Возможно, там обсуждалось нечто подобное, о чем говорил Джо Байден в Киеве, то есть о каком-то варианте федерализации Украины, притом довольно значительной. И речь не только о тех регионах, которые сейчас находятся в составе так называемых ДНР и ЛНР, но обо всей стране. Потому что, по всей видимости, киевская власть, оказывается, просто физически не способна удерживать ситуацию на Украине, они не могут даже разобраться, например, с вопросами коррупции. Понятно, что без определенного взаимодействия с Россией Украина окажется просто нежизнеспособным государством. 

Европа не сможет кормить и поддерживать страну, учитывая, что сейчас там происходит. Потому что это не может считаться никаким образом проявлениями нормального государства. Оно несостоявшееся и, очевидным образом, не существующее без внешней поддержки, притом не только чисто моральной, но и финансовой. Украине прощаются долги и т.д. В общем, это никому не нужно (тянуть такую Украину — прим.ред.). Поэтому я думаю, что с Нуланд и Керри шел разговор на украинскую тему тоже. Можно только прогнозировать, как это было, но ясно, что речь могла идти о регионализации Украины в обмен на сверхблагожелательное отношение России к тому политическому режиму, который будет там это осуществлять, естественно, при одновременной поддержке США».

Павел Тарусин, политолог:  

«Как правило, наиболее острые и сложные вопросы, по которым дискутируют политики такого уровня, как Путин, Лавров, Керри и Обама, не выносятся в публичное пространство. Потому что иначе влияние общественного мнения может заблокировать осуществление тех или иных шагов, направленных на достижение консенсуса. В России есть свои горячие головы, в США — свои, есть недоверие к России. Конечно, поэтому в данный момент раскрывать содержание переговоров, послания Обамы Путину нецелесообразно с точки зрения проведения переговоров. 

Понятно, что сейчас возникает новая реальность. Она ощущается и в Сирии, и на Украине, и в отношениях России и Соединенных Штатов. Керри, в частности, уже говорил, что изоляцию РФ надо прекращать. США ведь рассчитывали, что меры по экономической, политической изоляции России будут успешными. Оказалось, что нет. Если мы посмотрим на те прогнозы, которые давались год-полтора назад насчет того, что российская экономика рухнет, — как мы видим, ничего такого не произошло. Наша страна, ее экономика выстояли. За прошлый год мы смогли выплатить внешним кредиторам более 200 млрд долларов, снизив государственный долг России. Смогли переориентировать в значительной степени экономику и существовать даже при таких низких ценах на нефть. Политического кризиса, на который рассчитывали Штаты, тоже не произошло. Страна наоборот консолидировалась, это можно увидеть по цифрам. Согласно последним опросам, Путина поддерживают почти 90% населения — это более чем показательно. Конечно, в данных условиях США видят, что курс надо менять, но резко это сделать невозможно. Надо договариваться путем взаимных переговоров, прощупываний, находить какие-то общие точки соприкосновения. И вот за счет положительных эффектов этого взаимодействия, сохранив лицо, изменить политический курс. 

Еще мы сейчас наблюдаем, что США явно питали иллюзии относительно демократического становления Украины, переформатирования ее политической системы на западный лад. Последние события это хорошо иллюстрируют: Яценюка выносили с трибуны в Раде, в совете по Национальным реформам в Киеве верховная власть расплевалась, а Порошенко ничего не смог сделать. Коррупционные скандалы те же самые. На днях задержали замглавы МВД Авакова, когда она пыталась вывезти в чемодане 40 кг американских денег. Это все говорит о том, что надежды Запада, что Украина будет нормальным цивилизованным государством, рушатся. Возникает новый контекст политики — что нужно что-то делать, потому что те исходные установки, которые США пропагандировали, оказались неправильными.

И в Сирии, если посмотреть, то участие РФ в конфликте показало, что соотношение сил в этой стране меняется, как и концепт держав вокруг сирийской проблемы. Уже Иран начинает активно участвовать в процессе урегулирования в Сирии, страны Персидского залива, Саудовская Аравия, Катар, Арабские Эмираты — они были настроены решительно против Асада, требовали его немедленного ухода, а теперь начинают менять позицию. Здесь тоже возникает некий поворотный пункт для США. Если бы наши воздушно-космические силы, к примеру, бомбили бы не боевиков, а гражданские объекты, тут можно было бы понять какую-то пропагандистскую истерию, что вот, Россия некорректно действует, бомбит мирных жителей. Но выучка наших летчиков, параметры применяемого вооружения говорят о том, что все-таки даже упрекнуть российскую сторону не в чем. 

То есть по всем трем пунктам, которые обсуждали Путин и Керри: вопросы санкций и изоляции России, кризисы в Сирии и Украине требуют перемены курса Штатов во взаимодействии с РФ, который планировался и активно проводился Вашингтоном».

Фото: kremlin.ru