24 декабря 2015 - 14:22

Экстрадиция Михаила Ходорковского в Россию возможна. Так считают в Федеральном управлении юстиции Швейцарии, где бывший олигарх в марте 2015 получил вид на жительство.

«Экстрадиция из Швейцарии в Россию в принципе возможна на основе Европейской конвенции о выдаче, которая была ратифицирована обеими сторонами», — приводит ТАСС слова официального представителя швейцарского ведомства Фолко Галли. Чиновник уточнил, что Федеральное управление юстиции рассмотрит вопрос об экстрадиции Ходорковского только в том случае, если российские власти предоставят официальный запрос и гарантии соблюдения фундаментальных прав.

Ранее, 23 декабря, Михаил Ходорковский был объявлен российскими следователями в международный розыск. «Рассмотрев ходатайство управления по расследованию особо важных дел СКР, суд заочно избрал в отношении Ходорковского меру пресечения в виде заключения под стражу», — сообщается на официальном сайте  СК РФ. Глава фонда «Открытая Россия» обвиняется в организации убийства и покушении на убийство двух и более лиц.

По версии следствия, Ходорковский, будучи владельцем компании ЮКОС, поручил своим подчиненным убить мэра Нефтеюганска Владимира Петухова. Глава города был убит в день рождения Ходорковского 26 июня 1998, тяжело был ранен сопровождавший Петухова. Также Ходорковского обвиняют в двух покушениях на бизнесмена Евгения Рыбина, во время одного из которых погиб его охранник.

Основатель фонда «Открытая Россия» отрицает все обвинения в свой адрес, называя их «унылой попыткой смены темы обсуждения». Так он прокомментировал повестку, которую вручили следователи его отцу в России. Ходорковский при этом сообщил свое нынешнее место проживания: Hanover square, 16 (Лондон — прим. ред.). В некоторой степени эту информацию подтверждают и швейцарские власти. Пресс-секретарь Федерального верховного суда Вернера Шаепи заявила, что Ходорковский официально отказался от жилья в Швейцарии.

Вполне вероятно, что запрос об экстрадиции российским следователям, возможно, придется отправлять в Великобританию, а не в Швейцарию. В интервью Би-Би-Си Ходорковский признался, что рассматривает возможность попросить политического убежища в Соединенном королевстве.

«Я рассматриваю разные возможности. Одна из них — просить политическое убежище в Великобритании. Но говорить об этом я пока не готов», — сказал Ходорковский. На примере Ахмеда Закаева и Бориса Березовского известно, что с Темзы выдачи нет. Обвиняемый в организации убийств Ходорковский, очевидно, рассчитывает продолжить призывать к революции в России, обещая приложить к ее реализации «все свои усилия».  

Эдуард Лимонов, писатель:

«Речь ведь идет об обвинении в убийстве, это куда более серьезное обвинение, чем те, которые до сих пор предъявлялись Ходорковскому. До этого была неуплата налогов, мошенничество. Сейчас, если российские власти имеют достаточно основательные доказательства того, что Михаил Давидович организовал ряд убийств, то никакая страна не сможет отказать России в его выдаче, вот в чем вся история. Потому что никто не возьмет на себя такие риски потери репутации. Убийство — это кровь, это совсем другое дело, нежели экономические преступления. И прошу вспомнить, что даже ЕСПЧ долгое время медлил с тем, чтобы признать Ходорковского узником совести. Только через несколько лет они скрепя сердце сделали это, причем с очень тонкой формулировкой.

 

 

Я думаю, что положение у него серьезное, напрасно его нахальная пресс-секретарь (Кюлле Писпанен) так иронически отзывается о ситуации. Подозрения в том, что Ходорковский был замешан в этом убийстве, существовали давно, но в данном случае власть не врет. К моменту его помилования не было на руках у властей доказательств, а сейчас появились. Я предполагаю, что, возможно, Пичугин дал какие-то показания. Ему дали пожизненное, он отсидел уже 12 лет — это страшная ситуация. Он надеялся, что его Ходорковский вытащит, а теперь уже не надеется, видимо».

Александр Домрин, доктор юридических наук, профессор ВШЭ: 

«Механизм экстрадиции сложный. Нечасто он работал в пользу Российской Федерации. Посмотрите, сколько раз и Следственный комитет, и Генеральная прокуратура обращались к Лондону с требованием выдать нескольких чеченских террористов, в частности, Ахмеда Закаева. У Ходорковского сейчас самая главная цель — получить гражданство другого государства. Потому что многие конституции большинства государств мира, включая российскую, содержат в себе норму, не допускающую выдачи собственных граждан другим странам. Скорее всего, это будет гражданство Израиля. Как вариант, он может стать подданным Великобритании или получить паспорт США.

Ходорковский прекрасно понимает, что в Европе и на Западе у него имидж такого мученика, борца против РФ, против российского тоталитаризма, понятно, что симпатии будут на его стороне. Хотелось бы, конечно, чтобы само понятие “экстрадиция” носило исключительно правовой характер, но, к сожалению, оно исключительно политизировано. Если есть хоть какая-то доля подоплеки того, что Россия требует экстрадиции Ходорковского по политическим мотивам, то никто и никогда его нам не выдаст. Конечно, мы должны продолжать прилагать усилия по экстрадиции Ходорковского, но крайне сомнительно, что его нам выдадут.

Все эти далекоидущие политические планы и амбиции Ходорковского вызывают у меня определенные сомнения. Несмотря на все его миллиарды и миллионы, у него нет никаких шансов стать следующим президентом России, потому что в глазах населения он является тем, кем является — мошенником, бандитом и беспредельщиком. Если он хочет вернуться в Россию на белом коне, то это вряд ли получится конституционным путем. Никаких нет шансов у него на открытых и свободных выборах прийти к власти. У нас свободомыслящих людей в России больше, чем в Америке. И эти люди поддерживают Путина и понимают, кто такой Ходорковский. Единственная его возможность — это государственный переворот».