15 января 2016 - 18:41

В Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ сегодня завершается Гайдаровский форум — 2016 «Россия и мир: взгляд в будущее». В его преддверии были обозначены главные темы обсуждений: прогнозы посткризисного развития и возрастающая роль стран ШОС в мировой экономике. Но в итоге большая часть обсуждений коснулась кризисных реалий. 

В день открытия форума состоялась ключевая дискуссия, в которой принял участие Дмитрий Медведев. Она была посвящена перспективам развития России и ее нынешнему экономическому состоянию.  

Премьер-министр РФ, говоря об отечественной экономике, назвал минувший год, возможно, самым тяжелым за десятилетие. Несмотря на санкционное давление, рекордное падение цен на нефть, резкие смены котировок на американских и китайских биржах, российская экономика устояла. И сегодняшнюю ситуацию глава правительства считает управляемой. 

«Достаточно вспомнить, какими исходными данными мы начинали 2015 год. У нас были очереди в "обменники", паника на рынках, самые мрачные прогнозы, просто безработица, да еще известные обещания извне порвать нашу экономику в клочья. Этого не произошло. Ситуация в экономике хотя и непростая, но управляемая. Нам удалось в определенной степени смягчить влияния внешних шоков, в том числе, с помощью антикризисного плана, в котором сосредоточили ресурсы на поддержке наиболее уязвимых точек как в экономике, так и в социальной сфере», — сказал Дмитрий Медведев.

Российский премьер отметил, что в условиях продолжения падения цен на нефть бюджет потребует уточнений. При этом особое внимание будет уделяться социальным обязательствам. Главной задачей правительства Дмитрий Медведев назвал сохранение уровня жизни россиян. Сокращение бюджетных трат в первую очередь коснется уменьшения расходов на государственный аппарат.

Дмитрий Медведев отчитался о работе правительства, обозначил проблемы, озвучивая уже принятые решения и те, которые будет принимать кабинет министров в случае любого развития экономического сценария. Тезисы выступлений глав профильных министерств во многом совпадали с позицией премьера. 

Стоит отметить, что большинство критических оценок и неблагоприятных прогнозов делали эксперты, когда-то занимавшие правительственные должности в куда более комфортный период. В частности, экс-министр финансов Алексей Кудрин и экс-министр экономического развития РФ Герман Греф. Работая в правительстве в условиях стоимость нефти более $100 за баррель, министры не особо заботились о перспективах развития экономики. Нынешнее ее состояние как раз говорит об их неспособности делать компетентные прогнозы.  

Греф, видимо, только сейчас осознал, что «нефтяной век заканчивается», необходимо «самотрансформироваться» и отказываться от сырьевой экономики. К слову, многие экономисты понимали это еще в 70-е годы прошлого века.  

Другой бывший министр, не принимая во внимание гарантии Медведева, настаивает, что сокращение бюджета уже затронуло социальные расходы. Большая часть года пройдет без достаточной или полной индексации пенсий, уверен Кудрин. Однако известно, что в 2016 году пенсии неработающих россиян будут проиндексированы дважды: на 4% с 1 февраля и дополнительно во втором полугодии, размер и сроки индексации определят в отдельном законе. 

Николай Стариков, писатель, сопредседатель движения «Антимайдан»:

«Гайдаровский форум больше всего напоминает мне шабаш ведьм, которые собираются в определенном месте в определенное время для решения одним им известных задач. 

В этом году, мне кажется, главной задачей собравшихся участников либерального шабаша было внести уныния и пессимизма в умы российских граждан. Все заявления, которые там были сделаны, были со знаком “минус”. Антон Силуанов напомнил о дефолте 1998 года, что дало прекрасную площадку для апокалиптических статей либеральной прессы. Остальные выступающие в разной степени критиковали систему и полемизировали друг с другом, но сходились в главном — мы все умрем, если не будут воплощены в жизнь те изменения во внешней политике, которые хотели бы видеть наши “друзья” из США. 

Мне представляется, что все-таки наш народ адекватно оценивает уровень компетентности и “независимость мышления” тех людей, которые собираются на Гайдаровском форуме».

Михаил Юрьев, предприниматель, писатель:  

«Я не следил за Гайдаровским форумом, считаю его тусовкой единомышленников, относящихся к крылу русских либералов. А поскольку мне с ними все понятно, они без перерывов у власти в нашей экономической политике 25 лет, результаты отрицательные, поэтому слушать, что они еще выдумают, мне принципиально не интересно. 

Они являются законченными неудачниками по своим результатам. Они уже попробовали порулить и обделались во всем полностью, и не достойны даже двойки, а достойны кола. Зачем мне их слушать?»

Владимир Уколов, экономист, профессор Института МИРБИС: 

«Складывается такое впечатление, что на Гайдаровском форуме доминировала либеральная точка зрения относительно развития экономики и будущего нашей страны. К этому можно относиться с пониманием, так как эта точка зрения имеет право на жизнь. Но если ее сопоставлять с реалиями, то вряд ли мы услышим что-то новое относительно того, что эра нефтяного господства таких стран как Россия или других заканчивается.

Дело в том, что нефтяные проблемы, связанные с рукотворными действиями политиков — это политическое решение проблемы, которое привело к такой реальной ситуации. Потребуется немалый период времени, чтобы выйти на тот уровень потребления нефти, который будет связан с увеличением объемов развития производства, где эта нефть действительно требуется. Какая-либо моноэкономика — она уязвима, если на этом рынке есть силы, которые пытаются повлиять на данный процесс. Поэтому — я тут согласен с экспертами и чиновниками высокого ранга, — конечно, нужна реструктуризация экономики. Конечно же, надо думать, как сделать экономику устойчивой. 

Совершенно понятно, что нужно развивать производство — все то, что создает прибавочный продукт и прибавочную стоимость. Прогнозы, что для России наступают тяжелые времена, они весьма субъективные. Никто не оценивал те ресурсы, которые уже были использованы для подъема экономики: в какие отрасли были вложены средства, сколько их было вложено, где наметился реальный успех, где прослеживаются положительные тенденции, как настроен народ в регионах. Кстати, наши люди привыкли к трудностям и они чувствуют себя устойчивее, чем другие в благополучной среде. Люди готовы приложить свои силы для развития всех сфер национальной экономики, если чувствуют поддержку государства». 

Все зависит от власти. Но когда она заявляет, что не сделала никаких ошибок, возникает вопрос: почему же указываются такие негативные тенденции и оценки. Народ в основном исполнитель решений. А те органы, которые стратегию развивают, они как раз и отвечают за благополучие. За год много было сделано, чтобы страна развивалась позитивно. Но нужно приложить еще массу усилий для того, чтобы мы встали на путь экономического роста и социального благополучия. Ресурсы для этого есть»