Судебная система Соединенных Штатов выдала 22 ордера на арест граждан России. По факту задержание может произойти как на территории США, так и в других странах. Всем нам известны сфабрикованные дела Виктора Бута, Романа Селезнева, Константина Ярошенко и других. Подобная практика недопустима, она противоречит международно-правовым нормам, положениям договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1999 года, но это не смущает официальный Вашингтон. Все процессы над россиянами носят сугубо политический характер. Чиновникам в США выгодно вести информационную войну против России на всех фронтах, и как только похищают очередного россиянина, все американские СМИ начинают активную кампанию по дискредитации наших соотечественников.
В декабре 2015 года федеральная прокуратура Южного округа Нью-Йорка и адвокат Константина Ярошенко Алексей Тарасов обменялись ходатайствами в апелляционный суд Второго округа. Адвокат просит апелляционную инстанцию отменить решение федерального судьи Джеда Рэйкоффа, который в 2011 году приговорил Ярошенко к 20 годам тюрьмы, а теперь отказался назначить новый процесс. Рэйкофф не берет во внимание жалобы Ярошенко на пытки и официальные запросы российской стороны, указывающие на нарушения норм международного права при задержании нашего гражданина.
В мае 2010 года Константина Ярошенко обманным путем заманили в Либерию, где 8 мая спецслужбы Либерии и США произвели незаконный силовой захват гражданина России. В течение нескольких дней он подвергался пыткам и избиению со стороны американских агентов, его пытались силой склонить к даче признательных показаний, понимая, что у гражданина России в африканской стране нет реальных возможностей на правовую поддержку. Не добившись своего, агенты Управления по борьбе с наркотиками Соединенных Штатов приняли решение об экстрадиции Ярошенко в США для последующего суда. Никого не смутило, что подобные действия нарушают нормы международного права. Служба по борьбе с наркотиками (DMA) подчиняется напрямую генеральному прокурору США, что говорит о заранее спланированной и согласованной на «верхах» операции по дискредитации России и ее граждан. Российская Федерация не была уведомлена о задержании, ведении следствия и об экстрадиции своего гражданина в США, американская сторона объяснила это тем, что у сотрудника не было номера факса, на который бы он послал официальный документ о задержании Ярошенко.
Сам судебный процесс над российским гражданином напоминал политизированный спектакль. В нем участвовали: официальный обвинитель, судья и двенадцать присяжных — американские граждане, которые должны были вынести «правильный» вердикт гражданину страны, которую их так активно заставляют ненавидеть. Все доводы со стороны защиты моментально отметались. Дошло до абсурда, когда речь зашла о маршруте Константина по африканскому континенту. Государственный обвинитель показал присяжным карту мира, будто бы они до этого ее не видели, и напугал их расстоянием между Россией и Либерией. «Посмотрите, как далеко этот русский летел для свершения своих коварных планов», — восклицал прокурор, а двенадцать американцев ахали и охали, но никто так и не догадался посмотреть в паспорт Ярошенко и найти там еще 4 страны, в которые он запланированно летал. Также не было представлено доказательств целенаправленного визита в Либерию. На возражения Константина о том, что его обманом заманили в Либерию, никто из «высокого жюри» не отреагировал. Итог был предсказуем — 20 лет лишения свободы в американской тюрьме.
Адвокаты Константина не сдались и провели свое собственное расследование, в ходе которого было установлено, что агенты DEA выплатили солидный гонорар либерийским коллегам за поимку и возможность последующей экстрадиции россиянина. Также было установлено, что Ярошенко был специально отобран американскими спецслужбами, за ним велась пристальная слежка с того момента, как он прилетел на континент. После того, как эти факты вскрылись, удивительным образом двое агентов либерийских спецслужб пропали, по сей день о них нет никакой информации. Судья же отверг все представленные доказательства, включая факты насильственных действий в отношении Ярошенко.
После приведения приговора в исполнение и заточения Константина в тюремный блок «Форт Дикс» его здоровье серьезно пошатнулось. Пытки и отказ американской стороны в медицинском обследовании сделали свое дело, россиянин заработал несколько тяжелых хронических заболеваний и пережил сердечный приступ, который мог стоить ему жизни. Ярошенко нуждается в скорейшей операции и постоянном медицинском контроле, но тюремщики отказывают в покупке нужных лекарств, не допускают к нему врача из посольства России и всячески скрывают историю болезни. Все это говорит о том, что на нашего гражданина продолжает оказываться сильнейшее давление, которое может иметь самые плохие последствия. По данному факту Константином была составлена и отправлена жалоба в адрес Международного Комитета Красного Креста.
Американское правосудие стало инструментом государственного репрессивного аппарата, который может быть использован как против граждан США, так и в отношении иностранных подданных. Достаточно вспомнить печально известную тюрьму Гуантанамо, которая находится на Кубе. Президент США Барак Обама поставил одной из основных своих целей закрытие тюрьмы, в которой нарушались все международные законы о содержании заключенных.
«С момента вступления в должность я неоднократно призывал конгресс работать с моей администрацией над тем, чтобы закрыть центр содержания заключенных в заливе Гуантанамо на Кубе. Его работа ослабляет национальную безопасность — расходует ресурсы, вредит нашим отношениям с ключевыми союзниками и партнерами, ободряет приверженных насилию экстремистов», — сказал Обама, вступая в должность президента. Однако несмотря на освобождение большого количества заключенных, зачастую ни в чем не повинные люди удерживаются на острове без права на справедливый суд или даже расследование. К сожалению, страшные пытки в тюрьме Гуантанамо — не единственный пример игнорирования всех международных принципов обращения с заключенными. Секретные тюрьмы ЦРУ также располагались и в Восточной Европе, в частности, в Польше, Румынии и других странах. Они якобы были закрыты по поручению президента США в 2009 году, однако даже после их закрытия правозащитные организации публикуют новые ужасающие подробности содержания людей в этих учреждениях. Глава ЦРУ после появления очередного доклада правозащитников признал необходимость изменений в обращении с заключенными. Однако это вряд ли изменит судьбу тех, кто сейчас находится в других американских тюрьмах, включая Константина Ярошенко. И уж точно никак не поможет людям, прошедшим через физические, психологические и моральные пытки через травлю собаками, унижения и домогательства.
Александр Ионов, президент «Антиглобалистского движения России»:
«Считаю возможным привлечь к сфабрикованному делу Константина Ярошенко мировую общественность, международные правозащитные организации, комитеты против репрессий спецслужб в США и иные правовые и общественные институты. Нужно немедленно прекратить пытки и всяческое давление на гражданина Российской Федерации Константина Ярошенко. Также требуется в срочном порядке оказать медицинскую помощь нашему гражданину. Необходимо сформировать постоянную комиссию, состоящую из представителей посольства РФ в США, включая врача дипломатической миссии, членов Международного Комитета Красного Креста и родственников Ярошенко для установления реальных условий содержания в тюрьме “Форт Дикс” и постоянного мониторинга состояния здоровья гражданина России».
Николай Стариков, писатель, сопредседатель движения «Антимайдан»:
«На наших глазах международное право размывается сразу по нескольким направлениям. Первое — это уничтожение суверенности государств и нивелирование до нуля роли ООН.
Николай Стариков: США уже неоднократно нападали на те или иные страны, не получая за это никаких санкций ООН
Второе — это разрушение международного права на уровне отдельных людей, когда законы США почему-то начинают считаться обязательными для других государств. Вместо того, чтобы соблюдать правовую процедуру обращения к тому или иному государству, игнорируется наличие суда в той стране, где живет человек, к которому у США есть претензии, они требуют его выдачи, фактически, похищают, как это было с Виктором Бутом. Затем его увозят к себе, и дальше происходит то, что “судом” назвать может лишь тот, кто не знаком с этим делом совершенно. Это, к сожалению, дает нам пищу для грустных размышлений, на которые ответ был лишь один.
Николай Стариков: Граждан Советского Союза американцы никогда похищать не решались
Если какие-то инциденты имели место, то мощь государства была гарантией того, что этот инцидент будет благополучно разрешен. Нам просто надо усиливать свое государство, чтобы через какое-то время на захват российского гражданина наша юстиция тоже могла неожиданно выдвинуть те или иные претензии в адрес американского гражданина. После этого похищения наших граждан другими странами бы закончились».
Александр Домрин, доктор юридических наук, профессор ВШЭ:
«Соединенные Штаты после распада Советского союза в 1991 году позволили себе распространить юрисдикцию собственного права на территорию других стран. США сейчас пытаются навязать национальное законодательство не только своим гражданам, но и гражданам остальных государств.
Александр Домрин: Штаты навязывают национальное законодательство гражданам других государств
К примеру, самая последняя инициатива, о которой стало известно буквально несколько дней назад: американский Конгресс разрешил спецслужбам Штатов искать деньги, которые российские власти якобы выделяют для финансирования правых партий в Европе. Я, как юрист, который что-то еще помнит про такое понятие как суверенитет, просто развожу руками. Как это возможно? Правительство одной страны позволяет себе санкционировать расследование на территории другой страны для попыток пресечения каких-либо действий третьей страны.
Конечно, какие-то государства прогнутся. Я прекрасно понимаю, что это будут Эстония, Латвия, Литва. Скорее всего, еще это будет Польша, которая скажет: “Ребята, американцы, пожалуйста, приезжайте в нашу страну и ищите тут у нас деньги, которые эти страшные москали могли направлять на финансирование наших политиков, нам и вам не нравящихся”. А я бы поставил вопрос так: “Соединенные Штаты, дорогие товарищи, наши бледнолицые братья, или вы соблюдаете международное право, или вы его не соблюдаете! А если соблюдаете, то суверенитет — это один из краеугольных принципов международного права. И когда вы его своим национальным правом начинаете принижать, то весь остальной мир разводит руками”.
Если бы мы жили в совершенном мире и если бы международное право было бы таким же конкретным правом, как национальное, конечно, у нас была бы возможность воздействия на США. Но, к сожалению, оно в значительной степени является фикцией, лишь таким благим пожеланием. Если ты соответствуешь международному праву, то, вроде как, ты становишься цивилизованной нацией. Но если вдруг ты прекращаешь соответствовать ему, начинаешь его нарушать, то нет никаких санкций, чтобы тебя подвергать какому-либо остракизму. В отличие, опять-таки, от национального права. Вот я сейчас пошел и украл шапку у соседа — у меня будут проблемы. Если я, как Штаты, пошел и ограбил Ливию и убил ее лидера — их не будет, к моему большому сожалению. Я хоть и специалист по международному праву, но все-таки реалист. Нет санкций, чтобы привлечь к ответственности за подобные вещи. Мы не сможем наших сограждан — Бута, Ярошенко, Селезнева — вернуть на Родину, были они виновны или не были. Хотя, безусловно, поскольку они граждане РФ, если их нужно судить, то это должно происходить на территории России.
Александр Домрин: Мы не сможем вернуть российских граждан, Ярошенко или Бута, согласно международному праву
Мы сможем это сделать, только если поймаем каких-то гаденышей из Америки, которые находятся на нашей территории и которых мы можем обменять».