22 января 2016 - 16:42

Минюст РФ подготовил поправки в закон о некоммерческих организациях (НКО), которые уточняют понятие политической деятельности и определяют критерии ее осуществления. Документ размещен на портале проектов правовых актов. Исходя из его текста, Минюст предлагает разделить политическую деятельность общественников на 7 различных типов. В частности, если НКО занимаются организацией и проведением митингов, демонстраций, шествий или пикетирований, а также публично критикуют государственные органы, то их следует считать политически активными. Помимо этого, НКО, транслирующие общественно-политические взгляды и убеждения, в том числе путем проведения и обнародования опросов общественного мнения или иных социологических исследований, также попадают под критерии, названные Минюстом.

Еще одним критерием политизированности общественной организации считается участие «в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов», а также «в деятельности политических партий».

Уточнить это понятие применительно к некоммерческим организациям в конце ноября поручил Владимир Путин. Принятый в 2012 году закон обязывает НКО, которые занимаются политической деятельностью и финансируются из-за рубежа, регистрироваться в качестве иностранных агентов.

Александр Тарнавский, заместитель председателя комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций:

«Наша цель понятна: необходимо ограничить иностранное влияние на процессы, которые происходят в России. Тем более в нынешней ситуации, когда мы видим, как ведут себя другие государства по отношению к нашей стране. Недавно я видел заявление, в котором говорится, что иностранным спецслужбам следует поискать руки Кремля в европейской политике. Это означает, что их руки в нашей политике тоже присутствуют.

Минюст провел большую работу, чтобы определить понятие “политической деятельности”. Я думаю, принятая формулировка разумная, это некий компромисс. Мы с коллегами-депутатами будем внимательно изучать этот вопрос. Но могу сказать, что над ней трудились эксперты, которым я доверяю, работа была проведена большая. В любой системе очень важно следующее: пусть лучше будет грустная ясность, чем легкая размытость».

Олег Матвейчев, публицист, политтехнолог: 

«Это, безусловно, поможет в дальнейшем взаимодействии с НКО. Дело в том, что когда нет критериев вообще никаких, есть поле для всяких мутных непонятных историй и для всевозможного волюнтаризма чиновников. Теперь есть критерии, пусть и достаточно широкие. Я понимаю, что многим они не понравятся: будут говорить, что, допустим, проведение исследований — это не политическая деятельность. Но на самом деле мы знаем, что они ею вполне являются. Социологические исследования вполне укладываются в политическую деятельность.  Особенно всевозможные формирующие опросы. 

Зато теперь те, кто занимается, например, чистой наукой или чистой благотворительностью, помощью слепым, глухим, инвалидам и т.д. — все они теперь избавлены будут от всевозможных подозрений. Им не нужно будет бегать и доказывать, что они не иностранные агенты и т.д. Так что у подобных НКО теперь более-менее наступают спокойные времена, они точно будут удовлетворены. 

Не удовлетворены будут всевозможные хитрые товарищи, которые занимались действительно политикой, но под всевозможными соусами. Теперь все их хитрости вскрылись, они, конечно, будут ругаться. Но ничего не поделаешь, закон есть закон».