27 января 2016 - 15:05

В Москве на Красной площади 92 года назад появилось здание, которое впоследствии стало символом новой Советской власти. После смерти Владимира Ленина 21 января 1924 года было озвучено предложение забальзамировать тело вождя пролетариата и поместить его в саркофаг.

Тело Ленина было забальзамировано по методу ученых Владимира Воробьева и Бориса Збарского. Архитектор Алексей Щусев получил задание за 3 дня спроектировать и построить склеп, который мог бы посетить каждый, кто желал проститься с вождем, и к 27 января был возведен временный деревянный мавзолей. Против помещения в него тела Ленина выступали вдова вождя Надежда Крупская и его брат Дмитрий Ульянов, но партийное руководство к требованиям родных не прислушалось.

Позднее, в 1929 году, Щусеву поставили задачу перестроить Мавзолей, придав ему монументальную архитектурно-художественную форму. С тех пор строение в форме древневосточного зиккурата закрепило поперечную ось Красной площади и стало ее композиционным центром.

Поддержанием прижизненного облика Владимира Ленина в надлежащем состоянии занимаются сотрудники Учебно-методического центра биомедицинских технологий, входящего во Всероссийский научно-исследовательский институт лекарственных и ароматических растений.

Споры о том, должно ли быть захоронено тело Ленина, начались после августа 1991 года. Рассматриваются варианты перезахоронения у Кремлевской стены или на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

В 2014 году по опросам фонда «Общественное мнение», больше половины россиян (61%) выступали за то, чтобы тело Владимира Ленина было захоронено.

На прошедшем в Ставрополе форуме ОНФ президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос о перезахоронении Ленина, заявил, что важно не предпринимать шагов, разделяющих наше общество, нужно подходить к этому аккуратно.

Дмитрий Аграновский, адвокат:

«Значение Мавзолея совершенно непреходяще. Это часть и нашей, и всемирной истории. Причем, на мой взгляд, ей может гордиться не только Россия, но и остальной мир.

В последние годы Ленин и Мавзолей являются некими символами русского сопротивления. Таких злых сил, как украинские бандеровцы и те, кто за ними стоят, мы не видели со времен Гитлера. Они избрали объектом своих атак именно Владимира Ильича Ленина. И теперь даже его противники должны призадуматься: а почему не они сами удостоились такой “чести”, не наши великие цари, даже не Сталин? Почему именно Ленин стал символом ненависти для украинских фашистов и националистов? Видимо, для этого есть глубокие причины. 

  Именно в его время Россия снова была собрана в единое государство, даже с некими территориальными приобретениями.

“Благодаря” украинским фашистам, Ленин стал некой объединяющей фигурой. Все видели фотографии из ДНР и ЛНР, где Ленин то в каске, то с гранатометом, то с георгиевскими ленточками. И я считаю, что это необходимо ценить. Концентрация отрицательной энергии вызывает и концентрацию положительной энергии. Всякие положительные символы, которые объединяют вокруг себя наших союзников, очень ценны.

Не было бы счастья, да несчастье помогло: украинские бандеровцы, националисты и фашисты сняли очень много споров вокруг Ленина и сделали для пропаганды наших идей даже, возможно, больше, чем мы сами.

Сейчас мы поворачиваемся на Восток и восстанавливаем наши отношения с Китаем и Вьетнамом. В этих странах авторитет Ленина и Мавзолея непререкаем. Мы должны думать о том, что даже если для части нашего общества великие символы России уже не являются великими, то далеко не все так легко пошли по этому нигилистическому, отчасти даже предательскому пути.

Я всегда говорю своим друзьям из православной общественности: “Мы уважаем ваши символы. И вы уважайте наши”. Давайте будем объединяться, как говорит наш президент Владимир Владимирович Путин».

Максим Кононенко, журналист:

«Мавзолей — это могила. Переносить куда-то тело Ленина значит заниматься гробокопательством. Этого даже по закону сделать нельзя, поскольку только родственники могут дать разрешение на перезахоронение, а они категорически против. Перемещение могилы противоречит всем этическим законам. К тому же это подразумевает снос здания, а оно находится под охраной ЮНЕСКО, как и весь комплекс Красной площади.

Я много раз уже предлагал такой вариант: нужно просто запереть Мавзолей, и все. Это могила человека.

Общество относится к Мавзолею по-разному. Для кого-то это место поклонения, а для кого-то — символ всего плохого. И последние считают, что если его убрать, то сразу все наладится. И мне даже страшно подумать, что будет с их психикой, если Ленина перенесут, а ничего не наладится. Тогда им уже не на что будет уповать.

Сейчас напряжение вокруг Мавзолея тихое, оно сосредоточено на полюсах противостояния. Но если начать предпринимать какие-либо действия, напряжение станет явным. А кому это надо?

Потом появятся те, кто скажут: “А что это у нас Иван Грозный лежит под плитой Архангельского собора? Давайте его уберем, он был злодей!”. А потом скажут: “А давайте вообще все захоронения уберем с Красной площади!”. А если убрали захоронения от стены, давайте и в стене захоронения убирать. Например, Юрия Алексеевича Гагарина кто-то захочет куда-нибудь перенести.

А если говорить о том, что Красная площадь не кладбище, то давайте еще Василия Блаженного выкопаем и тоже уберем. Этот процесс стоит только начать — потом не остановишь. Пусть все остается как есть».

Станислав Апетьян, эксперт Фонда развития гражданского общества, блогер:

«Ленина давно пора отправить на свалку истории».