10 февраля 2016 - 12:20

Глава МИД России Сергей Лавров дал большое интервью газете «Московский комсомолец», в котором рассказал о взаимоотношениях России с Западом, ситуации в Сирии, на Украине и о других важных проблемах мировой политики. «Антимайдан» собрал основные тезисы.

О Турции

«Турецкие руководители абсолютно потеряли ориентир в реальном мире… Есть сведения о том, что руководство ИГИЛ (организация запрещена в России) продолжает тайные контакты с турецким руководством… Они обсуждают варианты действий в нынешних условиях, когда ударами наших ВКС возможности традиционных маршрутов контрабанды серьезно ограничены…

Нас очень тревожат сообщения, которые постоянно поступают публично и через закрытые каналы, о том, что турки конкретно планируют или даже, может быть, уже начали осваивать части сирийской территории под предлогом создания там палаточных городков, чтобы аккумулировать сирийских беженцев, не позволяя им пересечь турецкую границу, где, по их словам, лагеря уже переполнены… Все понимают, что речь идет об участке границы между двумя курдскими анклавами, соединение сил которых Турция считает для себя абсолютно неприемлемым хотя бы потому, что это перекроет возможности Турции снабжать боевиков в Сирии и получать от них контрабандные поставки... Я не думаю, что коалиция, которую возглавляют американцы и в которую входит Турция, позволит подобным безрассудным планам материализоваться».

Об Украине и минских соглашениях

«Сейчас у Украины "аховое" политическое и экономическое положение, полный раздрай. Но, с точки зрения минских соглашений, чем меньше они стараются их выполнять, тем дольше будут санкции против России… У немцев и французов, которые напрямую соприкасаются с участниками переговоров в так называемом "нормандском формате", уже есть понимание, что слишком долго так "валять дурака" не получится.

Украина требует практически выполнения ультиматумов: чтобы сначала из Донбасса ушли все, кто хоть как-то влияет на эту ситуацию, чтобы Донбасс, по сути дела, сложил оружие, и только после этого они будут думать, дать ли какую-то децентрализованную власть, отреформировать ли конституцию — это все ставит Минские договоренности "с ног на голову". В Европе начинают это понимать… Украина не собирается выполнять минские соглашения, если ее не заставят по-настоящему, а сделать это могут только американцы».

О санкциях против России

«Это (ситуация с санкциями) результат того, что Европа, как и в случае с сирийским кризисом, все-таки утрачивает свою внешнеполитическую самостоятельность, по крайней мере, на данном этапе… Мне кажется, что сейчас наступает "момент истины". По крайней мере, в этом году будет ясно, насколько Евросоюз уже осознает, что нынешняя ситуация становится неприличной для внешнего имиджа ЕС.

Когда летом истечет срок действия очередной порции санкций, тогда будет ясно: Европа все-таки будет по-честному относиться к своим заявлениям касательно необходимости выполнения не только Россией, но и Украиной Минских соглашений или пойдет на поводу у агрессивного меньшинства, которое есть в ЕС и которое сформировано русофобскими странами — их насчитывается 5-6, но они "заказывают музыку", пользуясь принципом консенсуса и так называемой "солидарности"».
 
Об отношениях с США

«Отменив (поправку) "Джексона-Вэника", (США) тут же приняли "закон Магнитского", вздохнув с облегчением, что они все-таки русских будут "держать на крючке". Это пример того, что все происходит не из-за Украины или Сирии. Просто наше укрепление как страны, которая может иметь собственный взгляд на вещи, было многим в Вашингтоне абсолютно не по нутру… Но мы хотим, чтобы наши интересы обеспечивались в этой конкурентной борьбе на международной арене, и хотим делать это честно и на основе правил. Когда правила переписываются каждый раз, и по ходу игры переносятся штанги футбольных, регбийных ворот или ворот американского футбола — это уже нечестно и непорядочно…

Но подчеркну, что никто не заинтересован в ухудшении отношений с США. Мы не будем делать это во вред себе, и они это прекрасно знают... Я не сторонник "теории заговоров", но есть некие подтверждающие теорию факты, что кое-кто в Вашингтоне был бы не прочь, как они выражаются сами в неофициальных беседах в узком кругу, заставить Россию воевать на два фронта. Чтобы не снижалась напряженность на Украине, в Донбассе, чтобы там постоянно вспыхивали "горячие" фазы кризиса, чтобы мы отвлекались на этот кризис гораздо больше, чем в период прекращения огня, и чтобы нам жизнь в Сирии медом не казалась».

О Крыме

«У меня нет каких-либо опасений по поводу будущего Крыма. Все больше европейцев, включая парламентариев и бизнесменов, устремляются в Крым. Кто-то сделает "быстрые" деньги, потому что сейчас есть спрос на иностранные инвестиции. Но приезжает все больше людей — парламентариев, журналистов, — чтобы увидеть своими глазами, что там происходит… Придираясь к этим юридическим или квазиюридическим моментам (быстрая подготовка референдума в Крыму о присоединении к России — прим.ред.), эти же люди, откровенно игнорируя нарушение законов при передаче Крыма Украине в 1956 году, предлагают об этом не вспоминать. Историческая справедливость — это величайший двигатель истории развития событий…

Такая страна, как Россия, не может "вертеться, как флюгер" в зависимости от того, что хотят "сильные мира сего", которые исходят из того, что вершат судьбы всех стран и людей на планете».