11 февраля 2016 - 15:15

Основатель фонда «Открытая Россия» Михаил Ходорковский объявлен российским бюро Интерпола в международный розыск. Экс-владельца ЮКОСа заочно обвинили в организации убийства мэра Нефтеюганска Владимира Петухова. В связи с этим МВД и СК РФ еще в конце 2015 года также объявили Ходорковского в международный розыск. 

Источник в российском отделении Интерпола сообщил агентству «Интерфакс», что центральный офис международной полицейской организации после рассмотрения соответствующего циркуляра из России должен включить бывшего олигарха в список разыскиваемых преступников. 

Уточняется также, что в случае с главой «Открытой России» окончательное решение, возможно, будет принимать независимая комиссия. Так произойдет, если в Интерпол заявление подадут адвокаты Ходорковского, пытающиеся доказать политический характер уголовного преследования своего патрона.

В очередной раз ситуацию легкомысленно прокомментировала пресс-секретарь Ходорковского Кюлле Писпанен. «Как Михаил Борисович не обращал на это внимания, так и не будет», — сообщила Кюлле журналистам. Писпанен надеется, что фамилия ее шефа не появится в разыскной базе генерального секретариата Интерпола. 

Ходорковский неоднократно сам сообщал о своем местоположении. Он находится в Великобритании, где рассматривает возможность просить политического убежища. На это у него есть неплохие шансы. Между Лондоном и Москвой не существует договора о взаимной выдаче разыскиваемых преступников. К этому также стоит добавить, что британские власти позволяют себе укрывать не только организаторов заказных убийств, но и террористов, чинивших расправы над сотнями людей. Чеченскому полевому командиру Ахмеду Закаеву с 2003 года в Англии предоставлены права политического беженца.

Алексей Мартынов, политолог, директор Международного института новейших государств:  

«Мы продолжаем относиться к таким состоявшимся международным институтам, подобным Интерполу, как к некой константе. Но на самом деле их не существует уже больше двух лет. Они и до этого шатались из стороны в сторону, но хоть какие-то приличия, по крайней мере внешние, соблюдали. Но после того, как наши западные “партнеры” под руководством США вмешались во внутренние дела Украины и реализовали там государственный переворот, все константы окончательно рухнули. Осталось только послевкусие. Какие-то элементарные части системы еще работают, однако трещина становится все шире. Мы об этом говорим без устали, громко и на весь мир. Давайте беречь международное право — оно написано кровью мировых войн! Запад слушает, но делает по-своему.

Кстати, с Лондоном Интерполу и раньше было трудно работать: у Великобритании всегда было свое видение того, кого стоит арестовывать и выдавать, а кого нет. Другое дело, что теперь все эти международные инструменты не просто пробуксовывают, а вообще не функционируют!

Даже если Интерпол объявит Ходорковского в международный розыск, власти Британии с особым цинизмом кивнут, что приняли к это сведению, и все. Ходорковский знает об этом, поэтому сидит в Лондоне и похихикивает.

Когда международные инстанции говорят: “Вот тут мы играем, а тут не играем”, — это очень опасно для мира в целом. Это явно не улучшает и без того напряженную ситуацию».

Илья Ремесло, юрист: 

«Я думаю, Ходорковского не объявят в розыск автоматически. Всем понятно, какое положение занимает бывший владелец ЮКОСа в Великобритании — ему фактически предоставили там убежище. В Англии прижились многие российские продажные чиновники, руководители банков с государственным участием, которых нам так и не выдали. Лондон любит коррупционеров, видимо.

А Ходорковский — фигура гораздо более важная для Запада, чем мелкие воришки, которые купили себе политическое убежище. Поэтому я уверен, что России его не выдадут.

Если Интерпол объявит Ходорковского в розыск, то информация об этом будет передана властям Великобритании. Однако это не значит, что его арестуют, все это на усмотрение местных властей.

Реально Интерпол работает только тогда, когда есть некий политический консенсус о том, что человека нужно арестовать и выдать. А если на Западе полагают, что дело политическое, Интерпол, по сути, бессмысленен. Таких примеров очень много. Практика показывает, что все упирается в банальную политику».