Свободой слова в России пользуются все без исключения. Но иногда в порыве выражения мысли некоторые российские публицисты не брезгуют оскорблять чувства социальных, религиозных и этнических групп. Нередко нарушаются не только моральные нормы и здравый смысл, но и Уголовный кодекс.
Генеральная прокуратура нашла состав преступления в статье Андрея Пионтковского. Автор размещенной на сайте «Эха Москвы» публикации «Бомба, готовая взорваться» призывал нарушить территориальную целостность РФ — «немедленно» вывести Чечню из состава России. В генпрокуратуре внимательно ознакомились с содержанием слов Пионтковского и пришли к выводу, что его статья возбуждает ненависть и вражду, а также «унижает достоинство по признаку национальности». Все материалы были направлены в ФСБ. Публицист не стал дожидаться развития событий и сбежал из страны. И тут же Пионтковский поспешил заявить, что Госдума поручила следователям его убить. В связи с этим, вероятно, стоит ожидать очередных, более «смелых» публикаций, разжигающих межнациональную рознь.
Намерение сбежать из России в случае уголовного преследования ранее озвучивал и блогер Антон Носик. На прошедшей неделе стало известно, что в отношении него расследуется уголовное дело. Поводом, как и в случае с Пионтковским, стала ненавистническая статья. В октябре прошлого года Носик написал, что сказал бы спасибо тем, кто сотрет Сирию с лица земли. Позже в эфире радиостанции «Эхо Москвы» он признался, что поощряет убийства сирийских женщин и детей. А когда Носик узнал, что в СК и генпрокуратуру подали заявления с требованием начать проверку его публичных заявлений, то решил обложить матом всех возмутившихся его словами. Также блогер объяснил непонятливым, чем «мертвый сириец лучше живого», снабдив запись фотографией трупов. Потом, правда, удалил свой пост, но скриншот статьи можно без труда найти в Интернете. Такой, наверное, и у следователей тоже есть.
Теперь же, возможно, Носик пакует чемоданы, чтобы отправиться следом за Пионтковским. Будет злословить из-за бугра. Как делает Альфред Кох, например. Этого матерого русофоба заочно арестовали в России и объявили в международный розыск. Бывшему зампреду российского правительства, в настоящее время проживающему за границей, инкриминируется часть 1 статьи 226 УК РФ («Контрабанда культурных ценностей»). Алик в 2014 году, покидая Россию, пытался прихватить с собой картину Исаака Бродского. Экспертиза показала подлинность картины и тем самым выявила очередную подлость Коха. Это не первый его уголовный опыт. Когда Альфред в 1997 году занимал пост в правительстве, в его отношении было возбуждено уголовное дело о злоупотреблениях должностными полномочиями. Его отправили в отставку, а позже он попал под амнистию.
Не под амнистию, а впросак на этой неделе попал Саша Сотник. Ему прислал письмо «крымский татарин».
Далее он приводит его текст. В письме сообщается, что местных мусульман, которые строят подводный тоннель, ведущий из Крыма на материк, нередко заставляют окунаться в купель в православном монастыре. При этом «строящих тоннель» татар облачают в футболки с портретом Сталина и требуют, чтобы те трижды крестились. Сашу Сотника это не смутило, равно как и название строительной фирмы «НИТУП-СТРОЙ», и он опубликовал очередную «сенсацию». Когда же журналист допер, что над ним подшутили, он удалил свой пост.
Злоключения всех перечисленных персонажей — следствие не их глупости. Все они образованные, зрелые люди. Позиция и сформировавшийся тип мышления не позволяют им действовать или писать как-то иначе. В них будто заложена некая деструктивная программа. Уголовные же дела подтверждают то, что деятельность их в большей мере вредна для России, нежели полезна.