29 февраля 2016 - 18:20

На пожилого мужчину напали на марше памяти Немцова за нежелание подхватывать «Слава Украине!» вслед за участниками акции. Инцидент попал на видеозапись, которую очевидцы выложили в сеть. На кадрах видно, как некий молодой человек в зеленой куртке с красным бейджем организатора марша ударяет пенсионера в лицо после того, как тот позволяет себе негативное высказывание в адрес бандеровцев. Их окружает толпа, но люди не пытаются защитить жертву, скорее наоборот, некоторые присоединяются к нападавшему.

Группа участников шествия хватает старика и, применив физическое насилие, оттаскивает его в сторону, за ограждение. При этом ему кричат «убирайся!» и называют провокатором. Пользователи рунета указывают на то, что действия участников марша могут быть квалифицированы по ст. 116, п. 2 УК РФ (побои, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной либо религиозной ненависти либо вражды). По мнению тех, кто был возмущен увиденным, виновных следует найти и наказать. 

«В Москве было совершено нападение на пожилого человека, протестовавшего против героизации бандеровцев — боевиков Организации украинских националистов, в годы Второй мировой войны совершавших массовые убийства евреев, поляков и просоветских украинцев. Вот стоит дед, ругает бандеровцев (не украинцев, что характерно, — он сам по-украински размовляет). Вот здоровый мужик из числа организаторов бьет его по лицу. Вот деда уже тащит толпа с криком “провокатор”. Все это мы видели в Киеве в декабре 2013 года. Теперь и в Москве», — написал на своей странице в Facebook директор фонда «Историческая память» Александр Дюков. По его мнению, это все, что нам надо знать о «ненасильственности протеста заукраинцев». Дюков полагает, что бороться с этим можно одним-единственным способом: «Напавший на деда мужик в зеленом должен быть выявлен, задержан и получить срок. Полицейский же, крутивший руки жертве нападения заукраинцев, должен быть уволен из органов». 

Свидетелем нападения на пенсионера и его последующего задержания сотрудниками правоохранительных органов стал корреспондент агентства «Ридус». По его словам, пожилой мужчина, подойдя к колонне, марширующей под украинскими флагами с выкриками «Слава Украине! Героям Слава!», сказал, что бандеровцам не место в Москве. В ответ из толпы начали кричать, что «это провокатор, и его надо убрать». «Подошли молодые люди, видимо, организаторы, и начали его уводить. Он сопротивлялся, обстановка накалялась, все начали выходить из себя. Мужчину оттащили к ближайшим полицейским и отдали его им», — отметил журналист. 

Писатель Захар Прилепин у себя в Facebook так прокомментировал увиденное: «Я был на сотне митингов и десяток проводил сам. Самых страшных митингов, где нацболы, коммунисты и националисты ходили яростными и дикими колоннами. К нам засылали провокаторов, на нас орали недовольные нами бабушки и дедушки. Чего только не было. Но вот так, чтобы засадить деду в челюсть — такого не было никогда. Никогда. Какой-то адский стыд. Посмотрите на эти честные лица. Лучшие люди страны».

Тем временем группа информации по преступлениям против личности (IGCP) разыскивает потерпевшего и очевидцев нападения. А в это время Александр Дюков призывает связаться с ним всех, кто располагает информацией о личностях пострадавшего и нападавших.

Анатолий Вассерман,  публицист, политолог:

«Марш в честь убийства Немцова сам представляет собою продолжение этого преступления (убийства оппозиционера — прим. ред.). Я не знаю, всех ли непосредственных исполнителей этого преступления определили наши следователи. Но вполне понятно, что в основе лежала какая-то интрига или провокация, направленная на то, чтобы сделать из человека фактически уже бесполезную для нашей внесистемной оппозиции священную жертву, взвалить его прах на голову законной власти, ну а заодно еще и перенести намеченный тогда оппозиционный митинг с окраины в центр.

Это убийство было преступлением, совершенным, безусловно, в интересах нашей оппозиции. И нынешний марш является продолжением того же преступления.

Хулиганы, вытолкавшие с марша человека, не пожелавшего присоединиться к лозунгам украинских сепаратистов — а это именно сепаратисты, стремящиеся отделить часть народа, в данном случае русского, ибо украинцы — его неотъемлемая часть, — так вот, точная юридическая квалификация их действий зависит от того, какое они деяние совершили и в какой форме применили силу. 

Но, в любом случае, это деяние отягощено мотивами преступления из ненависти, и при его оценке такой мотив должен быть принят во внимание. Я не уверен, что это событие вполне подпадает под статью 282 УК РФ, говорящую о разжигании ненависти, тут разжигать было уже некуда, и так накал ненависти был вполне очевиден. Ненависть там присутствовала в лошадиных дозах».

Илья Ремесло, юрист: 

«Я видел данное видео. Это, безусловно, применение физической силы. И, в зависимости от степени тяжести и окружающей обстановки, это может быть квалифицировано либо как побои, либо как хулиганство, или даже по двум статьям сразу.

Пожилого человека ударили по лицу, виден момент удара. Очень странно: почему полиция, которая контролировала это мероприятие, не задержала сразу того, кто применил физическую силу? На видео показано, что рядом стоит полицейский, но ничего не предпринимает. Еще и оттаскивает пострадавшего. Я думаю, что в первую очередь нужно давать оценку действиям полиции, и, безусловно, устанавливать лицо, которое нанесло побои, и привлекать его к ответственности. Состав действий очевиден».