Первый кадетский корпус создали в России в 1732 году, во время царствования императрицы Анны Иоанновны. В 1701 году Петр I основал Школу математических и навигационных наук. Чуть более чем через четыре десятка лет ее переименовали в Морской корпус. Затем, при Екатерине Великой, были основаны Артиллерийский и Инженерный корпуса. География начальных военных учреждений также расширилась при Александре I, кадетские корпуса появились и за пределами Санкт-Петербурга. В первой половине XIX века в их учебной программе успешно совмещались как общеобразовательный, так и военно-специальный компоненты. Выпускники, успешно закончившие кадетские училища, становились офицерами и уже в этом качестве несли службу в войсках.
На Дону, в столице области Войска Донского городе Новочеркасске, кадетский корпус впервые был открыт в 1883 году. Назывался он так: Донской Императора Александра III кадетский корпус. Открывались подобные учебные учреждения и в других казачьих войсках страны. Некоторые из них содержались на средства, отпущенные из войсковых капиталов. Обучение было доступно для детей всех казаков, однако приоритет при приеме отдавался сыновьям офицеров, чиновников и дворян.
К 1917 году в России работали тридцать кадетских корпусов. В них обучались будущие офицеры, защитники родины и престола. Эти слова в те времена считались практически синонимами. По понятным причинам большевики, организовавшие октябрьский переворот, не могли терпеть подобного. В 1918-м все кадетские корпуса на контролируемой большевиками территории были упразднены. Однако некоторые из них были расположены в областях, контролируемых белыми. Впоследствии они оказались в эмиграции. Так, например, в Крыму 20 января 1920 года приказом атамана Войска Донского генерала от кавалерии Африкана Богаевского был сформирован Второй Донской кадетский корпус. В дальнейшем ему было возвращено название Донского Императора Александра III кадетский корпус.
Учебные учреждения для кадетов прошли тот же тернистый путь, что и вся российская эмиграция. Югославия, Египет, Германия, Франция стали для них приютом. В 1930 году в Версале из числа детей русских эмигрантов был сформирован Кадетский корпус-лицей императора Николая II. Он просуществовал 34 года и оказался последним кадетским корпусом старой России.
Вспомнили о кадетах в суровом 1943 году, в самый разгар Великой Отечественной войны. До победы было еще далеко, но уже намечался перелом. В армии катастрофически не хватало хорошо подготовленных и грамотных офицеров. Сказались и годы предвоенных репрессий, и боевые потери. С другой стороны, множилось количество детей, оставшихся сиротами после гибели отцов офицеров. 17 апреля 1943 года боевой генерал Алексей Игнатьев, знавший, как готовили офицеров в царской армии, какой это длительный и трудоемкий процесс, написал письмо Иосифу Сталину. Он, на свой страх и риск, предлагал в качестве эксперимента создать кадетский корпус в Москве. Предполагалось, что таким образом офицерских детей удастся спасти от голода и беспризорности, и, конечно же, вырастить со временем достойных продолжателей дела отцов.
Вождь мысль понял и велел открыть не одно, а сразу девять училищ, но назвать их не кадетскими, а суворовскими. Появилось Постановление Совета Народных Комиссаров СССР № 901 от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Стали в кратчайшие сроки создаваться Суворовские, а затем и Нахимовские училища. По сути, это были те же кадетские корпуса, но только в основе их воплощения на этот раз лежала другая идеология. Из стен этих учебных заведений выходили не только хорошо подготовленные кадровые военные, но и известнейшие ученые, инженеры, писатели. Многие герои Советского Союза и герои России окончили в свое время именно Суворовские и Нахимовские училища. Существуют они и по сей день, хотя в годы перестройки количество их заметно сократилось.
Вместе с тем возродились кадетские корпуса. Группа казаков-офицеров на Дону в непростое для страны время решила вплотную заняться патриотическим воспитанием молодежи. Так, 13 октября 1991 года начал свою новую историю Донской Императора Александра III казачий кадетский корпус. Располагался он в шестой средней школе города Новочеркасска. Это учебное заведение поначалу было сложно назвать корпусом — так, воскресная школа для желающих. Первыми воспитанниками были дети и внуки энтузиастов, затеявших это большое и благородное дело. Количество воспитанников постепенно увеличивалось, родители-казаки охотно приводили детей. Рос вместе с корпусом количественный состав преподавателей, качественная его подготовка. Корпус признали, со временем он вошел в систему государственного образования, получил собственное помещение.
Хороший пример заразителен. В 1995 году уже в Ростове-на-Дону полковник Советской армии Николай Козловский с группой единомышленников открыл Второй Донской императора Николая II кадетский корпус. Его историческими предшественниками считаются сразу два кадетских корпуса, созданные казаками за пределами родины: Второй Донской и Николаевский (Версальский). Много проблем пришлось преодолеть коллективу, помещения арендовались в различных школах города. Позже, конечно, было получено в распоряжение собственное здание. Высокий уровень преподавания общеобразовательных дисциплин, уникальная воспитательная система, основанная на традициях российских кадетов, позволили корпусу довольно быстро получить признание и стать государственным образовательным учреждением. Кстати, это единственный казачий кадетский корпус, куда детей принимают для обучения с первого класса, а не с пятого, как в остальных.
Нельзя не упомянуть о роли в создании и работе этих учебных структур Виктора Водолацкого. Став атаманом Всевеликого Войска Донского, он быстро понял и сумел в этом убедить других, что ни о каком возрождении казачества не может быть и речи, если не будет налажена система воспитания подрастающего поколения. На годы атаманства Водолацкого пришлось создание структуры казачьего образования. Открывались казачьи детские садики, в общеобразовательных школах создавались специализированные классы, многие школы и лицеи становились казачьими, появились профессиональные училища и техникумы для казаков. В Таганроге уже почти был создан казачий педагогический институт, но помешала безвременная кончина его ректора. Но ядром, основой казачьего образования всегда, конечно, оставались кадетские корпуса.
В 2001 году власти выпустили постановление «О создании сети кадетских корпусов в Ростовской области». Примерно через год в городе Белая Калитва распахнул свои двери «Белокалитвинский Матвея Платова кадетский корпус». Также состоялось открытие филиала Донского Императора Александра III казачьего кадетского корпуса в поселке Аюта города Шахты. Через два года филиал реорганизовали в самостоятельное учебное заведение, которое стало носить имя выдающегося казачьего полководца, усмирителя Польши и Кавказа, генерал-майора Якова Бакланова. Появился в области и Морозовский кадетский корпус.
В наше время самым молодым на донской земле стал открывшийся 5 августа 2004 года Аксайский казачий атамана Ефремова кадетский корпус. Он с самого начала планировался как образцово-показательный, к нему было повышенное внимание, особое отношение — образец есть образец! Здесь готовят будущих бойцов спецназа. Буквально через дорогу, за федеральной трассой М-4 «Дон», дислоцируется 22-я бригада спецназа ГРУ. Бессменный директор корпуса полковник Василий Донцов — бывший заместитель командира боевой части. Многие офицеры-преподаватели проходили службу в этой прославленной бригаде, имеют заслуженные награды и реальный боевой опыт.
Казачий кадетский корпус — это патриотизм в чистом виде. Здесь ни убавить, ни прибавить. Многие власть имущие это давно поняли. В корпусах можно увидеть депутатов Госдумы, политиков, чиновников самого высокого уровня.
В 2005 году, будучи на торжествах в станице Вешенской, посвященных юбилею писателя Шолохова, Владимир Путин пообещал взять два казачьих корпуса на федеральное финансирование, так и произошло. Высвободившиеся средства область направила на улучшение материальной базы остальных и открытие новых корпусов. Президент неоднократно бывал в Аксайском корпусе. Приезжали туда и Дмитрий Медведев, Сергей Шойгу. Министру обороны корпус очень понравился, и он предложил забрать его в систему образования Министерства обороны. Глава государства идею одобрил, так и поступили.
Что касается программ обучения, то, помимо общеобразовательных предметов, кадеты изучают историю корпусов, этику и эстетику, им преподают бальные танцы, военную историю отечества, основы военного перевода, рукопашный бой. Они много занимаются спортом. Организовывают кружки по интересам, это могут быть и вокальная группа, и взвод барабанщиков, а кто-то учится летать на параплане, прыгает с парашютом или погружается с аквалангом. Отдельная история — это Кадетский бал, который становится событием в любом городе. Многие юные барышни мечтают повальсировать с кадетом. Одним словом, в кадетских корпусах готовится и воспитывается новая элита России.
Эти образовательные учреждения могут стать и становятся неким «социальным лифтом», помогающим одаренным детям занять достойное место в обществе. Более половины выпускников поступают в военные училища, куда их принимают с распростертыми объятьями. Этих детей не надо учить элементарному, учить дисциплине и целеустремленности, патриотизму. Очень ждут выпускников кадетских корпусов в других высших учебных заведениях. По тем же причинам. Плюс — высокий уровень первоначальных знаний.
В своей статье я рассказал только о Донских корпусах, но есть они и в других регионах, даже в Москве. Пусть их не очень много, но они явно востребованы.
Николай Дьяконов, есаул Всевеликого Войска Донского