11 апреля 2016 - 16:37

Власти Южно-Осетинской Республики объявили о подготовке к референдуму, на котором будет вынесен вопрос об изменении конституции. По словам президента Южной Осетии Леонида Тибилова, это позволит в будущем обратиться к  РФ с просьбой о присоединении.

«Мы уже обсуждаем сроки. Какую-то конкретную дату пока назвать нельзя. Но это произойдет уже в недалеком будущем, планируем до августа. В настоящее время, исходя из ситуации в мире, мы бы не хотели подвергать серьезным политическим рискам нашего стратегического партнера в лице России. Соответственно, мы пришли к выводу, что нам нужно внести изменения в действующую конституцию, в ее 10-ю статью. Внести такие изменения, которые бы позволяли президенту обратиться по согласованию с парламентом республики к высшему руководству России по вопросу рассмотрения возможности вхождения в ее состав», — заявил Тибилов в интервью ТАСС.

Территории современной Южной Осетии вместе с землями Восточной Грузии (Картли-Кахетии) вошли в состав Российской империи в 1801 году. Южная Осетия до распада Советского Союза входила в состав Грузинской ССР. В декабре 1991 года Верховный Совет Республики Южная Осетия принял Декларацию о независимости. В 1992 году состоялся  референдум, который подтвердил решение о создании суверенного государства. Грузинские власти не признали результаты голосования. Тбилиси начал военную операцию. Подразделениям грузинской милиции и Национальной гвардии противостояли отряды осетинских ополченцев. Боевые действия были прекращены с подписанием 24 июня 1992 года Борисом Ельциным и Эдуардом Шеварднадзе Сочинского соглашения о принципах урегулирования конфликта.

Независимость Южной Осетии была признана Россией 26 августа 2008 года. Этому предшествовала военная агрессия Тбилиси против жителей республики. В ходе авиаударов и артобстрелов погибли также российские миротворцы. 8 августа президент РФ Дмитрий Медведев объявил о начале «операции по принуждению к миру». В течение 5 дней российская армия совместно с юго-осетинскими и абхазскими вооруженными формированиями вытеснила грузинские войска из Южной Осетии, из Кодорского ущелья в Абхазии.

Алексей Мартынов, политолог, директор Международного института новейших государств:

«Во-первых, хочу напомнить читателям, что подобный референдум в Южной Осетии уже проходил. Для ее граждан это не вопрос, на который им нужно ответить: 99,9% жителей республики одновременно имеют российские паспорта. И вопрос о вхождении Южной Осетии в состав РФ поднимается периодически. Но он был актуален, пока она оставалась непризнанным государством, пока не случились события 2008 года — операция России по принуждению Грузии к миру. Как результат, в августе того года Москва признала государственность республики Южная Осетия. Были заключены большой межгосударственный договор, большое количество межведомственных соглашений. На территории республики дислоцирована полноразмерная российская военная база, которая является гарантом безопасности не только Осетии, но и всего региона. Но сейчас острота этого вопроса исчезла. Нужно браться за созидательный труд, строить свою страну: поднимать экономику и уровень жизни людей, тем более что Россия оказывает существенную финансовую помощь Южной Осетии, активно вкладывая деньги в план экономического развития республики.

Как правило, эту тему в очередной раз поднимают накануне выборов. Конечно, жители Южной Осетии относятся к этому вопросу очень трепетно. Но референдум не бесплатное удовольствие. Снова обсуждается вхождение республики в состав РФ, хотя де-факто Южная Осетия и так интегрирована в Российскую Федерацию, как никто другой. Перед парламентскими выборами в этой республике одна из партий обещала в случае победы окончательно решить вопрос с присоединением к России. Однако пока этого не произошло. А сейчас там начинается президентская кампания, выборы главы государства состоятся в начале следующего года. И я подозреваю, что эти события связаны.

В сегодняшней реальности я не вижу какой-то острой необходимости ни в референдуме, ни в оценке его результатов. Более того, очень может получиться неприятно, если Москва по какой-то причине откажет. И если мы вспоминаем в этой связи крымский прецедент, то надо отметить, что ему предшествовали признание его государственности со стороны РФ, а перед этим был референдум. Еще раньше, о чем все забывают, по всей России был проведен массовый социологический опрос, который показал, что подавляющее большинство россиян было за возвращение полуострова. Но если говорить о Южной Осетии, то я не уверен, что в Северной Осетии жители с таким же энтузиазмом воспримут вхождение южных соседей в состав РФ». 

Алексей Мухин, политолог, генеральный директор Центра политической информации:  

«Результаты референдума будут положительными — это очевидно. Что касается позиции России, то она, насколько мне известно, еще не определена до конца. Дело в том, что Южная Осетия, безусловно, обладает правом проводить такой референдум и обращаться к России с соответствующими предложениями. 

Но у России есть свое определенное отношение к этому. Хотя подозреваю, что часть российского истеблишмента с удовольствием воспринимает такое развитие ситуации — дальнейшее вхождение Южной Осетии в состав Российской Федерации».