Министр иностранных дел России Сергей Лавров побывал с официальным визитом в Монголии. Подписав ряд соглашений о развитии стратегического партнерства между двумя странами, глава российского дипведомства выступил с лекцией в монгольском МИДе. Лавров рассказал журналистам и восточным коллегам о позиции России по вопросам Украины, Сирии, санкций и международного терроризма. «Антимайдан» приводит основные части этой лекции.
О США и НАТО
«Россия не даст НАТО втянуть себя в бессмысленное противостояние. Мы наблюдаем беспрецедентное с окончания холодной войны наращивание военной активности, присутствия НАТО на так называемом Восточном фланге альянса с целью оказания военно-политического давления на Россию для сдерживания. Все это сопровождается агрессивной пропагандистской кампанией по демонизации России.
Россия не стремится к противостоянию с США, равно как с НАТО или Евросоюзом, и никогда не была инициатором такого противостояния. Очевидно, что конфронтационный настрой только тормозит усилия по восстановлению оптимального вектора мирового развития.
Рассчитываем, что российско-американские связи со временем вернутся в нормальную траекторию. Сделать это можно исключительно на основе взаимоуважения и баланса интересов.
В качестве сопредседателей МГПС (Международная группа поддержки Сирии — ред.) нам удалось согласовать дорожную карту урегулирования, удалось добиться расширения гуманитарного доступа к нуждающемуся населению и обеспечить начало политического процесса. Сейчас идет между Москвой и Вашингтоном активный диалог на высшем уровне по этим и другим вопросам.
На Западе постепенно осознают, что изолировать Россию невозможно. Это подтвердил и недавний визит в Москву моего коллеги — госсекретаря Джона Керри, который стал очередным свидетельством испытываемой американцами потребности в нашей поддержке по ключевым международным проблемам, потребности в налаживании совместной работы по горячим региональным темам.
Востребованность такого сотрудничества обусловливается реалиями современного мира, в котором искать ответы на общие проблемы и вызовы можно только на основе коллективных, сбалансированных подходов и объединения усилий всех ключевых игроков».
О Сирии
«Рассчитываем на результативный характер межсирийских переговоров, которые возобновляются буквально в эти дни в Женеве. Благодаря операции ВКС РФ в Сирии были созданы благоприятные условия для продвижения инклюзивного межсирийского диалога и реального мирного процесса в интересах обеспечения политического урегулирования конфликта под эгидой ООН и в интересах сохранения Сирии в качестве единого, целостного, суверенного, светского государства».
О санкциях
«Мы не вводили санкции против наших западных партнеров, мы не были инициаторами этого обмена любезностями. Они прибегли к этому нелегитимному, одностороннему методу по собственной инициативе, когда провалился затеянный ими проект по смене режима на Украине, когда этот проект вышел из-под контроля и когда к власти в Киеве пришли откровенные национал-радикалы, поставившие под угрозу существование этнических русских, других меньшинств на Украине.
Поэтому когда санкции были объявлены, мы понимали, что это делается нашими западными коллегами не от хорошей жизни, это делается в силу той самой неудовлетворенности объективными тенденциями мирового развития.
Мы не просим и не будем просить западных партнеров эти санкции отменить, мы никогда не инициируем эти дискуссии... Они сами и на встречах с нами, и в своих публичных заявлениях начинают нервничать на эту тему, начинают говорить: "А что касается санкций против России, то как только Россия выполнит Минские соглашения, санкции будут сняты”.
Это их желание и одновременно беспомощность. Западные партнеры прекрасно знают, что Минские соглашения вообще не содержат упоминания России, но практически в каждом параграфе изложены задачи, стоящие перед украинским руководством и сроки, в которые эти задачи должны быть выполнены. Все это сорвано.
Сейчас западные партнеры понимают, что не в состоянии своих подопечных в Киеве должным образом воспитать, чтобы свои обещания выполняли. Пытаются перевести стрелки на нас.
В итоге посылается сигнал Киеву: “Продолжайте саботировать выполнение своих обязательств, а наказаны будете не вы, а Россия”. Неприемлемо дожидаться, когда они сменят гнев на милость, отменят санкции и возобновят с нами сотрудничество».
О Минских соглашениях
«На фоне украинских событий ЕС приостановил работу диалоговых механизмов с российской стороной, ввел ограничения в отношении российских физических и юридических лиц, сталкивает Россию к выполнению Минских соглашений. Хотя в соглашениях Россия не является стороной конфликта, основные обязательства возложены на Киев.
Занимая такую противоречивую позицию, ЕС лишь поощряет киевские власти безнаказанно саботировать реализацию “Минска-2”.
Для того чтобы переломить негативный тренд, необходимо отказаться от порочной практики односторонних действий. Бизнеса “как обычно”, когда нам пытались навязать договоренности и схемы взаимодействия, не будет».