Россия в Сирии борется с терроризмом, а не защищает режим Башара Асада, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров после встречи Международной группы поддержки в Сирии в Вене. Он отметил прогресс по всем направлениям работы в сирийской проблеме — в прекращении огня, обеспечении гуманитарного доступа и в политическом процессе. Глава МИД РФ подчеркнул, что Москва и Вашингтон несут особую ответственность за выполнение решений по Сирии. Он пояснил, что США вызвались более активно работать с сирийской оппозицией, при этом Россия будет следить за выполнением Дамаском условий межсирийского урегулирования.
Москва озабочена попытками Запада чуть что хвататься за санкции, добавил Лавров. По его словам, РФ рассчитывает, что в ближайшее время противники участия курдов в межсирийских переговорах снимут свои возражения. Считать «Джебхат ан-Нусру» (организация запрещена в России) элементом сдерживания Асада опасно, считает Лавров. Ломать государственные институты в Сирии нельзя, необходимо искать компромиссы, утверждает он. По словам главы внешнеполитического ведомства, партнеры РФ в непубличных дискуссиях признают, что режим Асада — меньшая угроза, чем терроризм. Есть заделы для проведения очередного раунда межсирийских переговоров, подытожил Лавров.
В свою очередь, госсекретарь США Джон Керри обвинил Асада в нарушении перемирия. Он напомнил, что Международная группа поддержки Сирии выступает за всеобъемлющее прекращение боевых действий в арабской республике, при этом опасные и безответственные действия некоторых участников сирийского конфликта могут привести к страшным последствиям. По его словам, в урегулировании должны принимать участие все стороны.
Необходимо прекратить всякую поддержку террористов в Сирии, в том числе финансовую, подчеркнул Керри. Также нужно обеспечить доступ представителей ООН и МГПС в зону прекращения огня в стране, чтобы они могли убедиться в действии перемирия, заявил он. Всем сложившим оружие в САР должна быть гарантирована безопасность, добавил госсекретарь.
Борис Межуев, политолог, журналист:
«В Сирии сохраняется режим перемирия и идет вялый политический диалог. Безусловно, есть ощущение некоего торможения. Нет чувства, что есть какой-то большой прорыв. Единственное, что могу сказать: по-моему, стороны смирились с этим. И по итогам переговоров делают ритуальные заявления, что само по себе, наверное, в данный момент и неплохо.
Борис Межуев: Нынешняя администрация США не предпримет никаких решительных шагов в Сирии
Понятно, что в период избирательной кампании в США ни один американский президент не пойдет ни на какие решительные шаги. Чак Хейгел (экс-глава Пентагона — прим. ред.) уже фактически говорит о необходимости отказаться от давления на Асада в плане его ухода. Но ясно, что нынешняя администрация на это не пойдет и следует ждать инерционного течения событий до следующего года. Тогда новый американский президент, возможно, сможет так или иначе разрубить этот гордиев узел. Такой шанс есть».
Юрий Зинин, арабист, ведущий научный сотрудник Центра партнерства цивилизаций МГИМО:
«Трудно было ожидать в самом начале, что сирийские переговоры окончатся быстро и результативно. То есть приведут к какому-то решению, на которое согласятся противостоящие стороны. Наряду с военной идет политическая битва, и мы видим ее продолжение, решается вопрос о том, как довести ситуацию до мирного урегулирования.
Юрий Зинин: Правительственные силы в САР укрепляют свои позиции. Процесс урегулирования будет прогрессировать
Я не ожидал, что боевики, все те группировки и объединения, которые участвуют в переговорах, несмотря на неудачи, провалы и несмотря на то, что ИГИЛ (организация запрещена в России - прим. ред.) в Сирии значительно потеснили, пойдут сразу на какое-то соглашение. Они, конечно, тянут и будут тянуть переговорный процесс, потому что за ними стоят влиятельные силы. Прежде всего, это страны (Персидского) залива, а также США, которые не хотят отдать России пальму первенства в процессе урегулирования. Для них любое разрешение ситуации, которое позволило прекратить насилие, при продолжении правления нынешних сирийских властей будет означать победу РФ, с чем они никак не могут смириться. Правительственные силы в САР укрепляют свои позиции, я думаю, это будет продолжаться и дальше, а политический процесс урегулирования будет прогрессировать. Хотя американцы и обвиняют Россию в том, что она якобы поддерживает Башара Асада и тем самым нарушает процесс переговоров».