24 мая 2016 - 17:40

В феврале 1990 года в ходе переговоров о воссоединении Германии госсекретарь США Джеймс Бейкер пообещал Михаилу Горбачеву, что «НАТО не продвинется на восток». Это было одним из главных условий, выдвинутых Москвой, в обмен на вывод советских войск из государств Восточной Европы и ГДР. Американский экс-министр обороны Роберт Макнамара также утверждал, что «США обязались никогда не расширять НАТО на восток, если Кремль согласится на объединение Германии».

Германия воссоединилась, СССР распался. Несмотря на то, что «советской угрозы» (именно для противодействия ей и создавался альянс) уже не существует более четверти века, НАТО трижды расширился за это время, включив в себя три бывшие союзные республики. И на этом альянс не намерен останавливаться. На прошлой неделе был подписан протокол о вступлении в организацию нового члена — Черногории. 

В Министерстве обороны Грузии ранее сообщили, что в стране уже появилась рота Североатлантического альянса, и в случае необходимости она будет использована силами быстрого реагирования. 

Генсек НАТО Йенс Столтенберг, в свою очередь, заявлял, что Североатлантический альянс не хочет новой холодной войны с Россией. Тем не менее, он и его коллеги «давно наблюдают, как РФ интенсивно инвестирует в вооруженные силы». По словам Столтенберга, НАТО лишь отвечает на эти действия и укрепляет оборону, избегая эскалации и поддерживая открытый диалог. При этом генсек альянса, анонсируя предстоящий саммит НАТО в Варшаве, подчеркнул, что США, Великобритания и Германия уже подтвердили свое намерение укреплять восточный фланг альянса. 

По словам постоянного представителя России при НАТО Александра Грушко, военно-политический блок продолжает наращивать военную активность в регионах, затрагивающих интересы РФ, и это не способствует стабильности в Европе. Поспешное включение новых членов организацию демонстрирует неготовность альянса к совместной работе по созданию системы евробезопасности. Упор западной политики на схемы натоцентризма будет продолжен, уверен Грушко.

Постпред РФ при НАТО считает, что политика расширения Североатлантического альянса создает разделительные линии в Европе. 

«В общем, это такой театр политического абсурда. И на этом фоне вся эта политика натовского расширения, становится всем понятно, что она противоречит реальным потребностям безопасности», — заявил сегодня Грушко.

Виктор Баранец, обозреватель газеты «Комсомольская Правда», полковник в отставке:

«Нынешнее обострение связано, во-первых, с позицией России по Украине. Когда спецслужбы и руководство США задумывали украинский переворот, они полагали, что ситуация будет развиваться по их сценарию: они посадят в Киеве своего человека, страна будет единой, ей удастся провести реформы и таким образом она подготовится к вступлению в НАТО. То, что Россия фактически сломала этот сюжет, стало первым фактором американо-натовской озлобленности.

Второй фактор заключается в том, что, несмотря на серьезную работу разведки США, Россия сумела блистательно разыграть крымскую карту по всем правилам юриспруденции. С точки зрения международного права к ней нет претензий: был проведен референдум, на котором почти 90% жителей Крыма проголосовали за вхождение в состав России. Таким образом, Москва еще раз сломала политику США и НАТО на этом стратегическом плацдарме. Американцы планировали сделать Крым своим гигантским непотопляемым авианосцем. Вместо этого полуостров стал российским.

Третий фактор: после полутора лет безуспешной борьбы американской коалиции в Сирии, когда количество ударов было огромным, а район, контролируемый ИГИЛ (организация запрещена в России - прим. ред.) и другими террористическими организациями, все расширялся, пришла Россия, фактически перехватила стратегическую инициативу и показала миру, как реально нужно бороться с этим мировым злом.

США прекрасно видят, что за последние три года армия РФ провела великолепные реформы, которые еще продолжаются. Американские генералы в один голос вопят, что Россия динамично модернизирует армию, вследствие чего она становится силой, которая может реально противостоять США. Это четвертый фактор.

И пятый, на мой взгляд, самый главный фактор раздраженности Вашингтона заключается в том, что за последние четыре года Россия своей внешней военной политикой показала всем, что разглагольствования Белого дома об уникальности США в качестве единственного центра мира можно выбросить на помойку. Это взбесило Штаты. В лице России появился еще один центр силы, с которым нужно считаться.

Все эти факторы привели к тому, что была раздута так называемая российская военная угроза. При этом лицемерие такого заключения разоблачается очень просто. Если мы суммируем военный состав европейских стран НАТО, их вооружение и сравним с силами нашей западной группировки, то увидим, что силы альянса превосходят наши в 10-15 раз. Это соотношение потенциалов рассчитывается элементарно “зеленым” лейтенантом. Тогда зачем НАТО давить на тему российской угрозы? Затем, чтобы оправдать свое существование.

Когда в 1991 году был распущен Варшавский договор — главная сила, которая противостояла НАТО, — то цель существования альянса фактически исчезла. С тех пор неоднократно ставился вопрос о возможном реформировании блока из военной организации в политическую. Вот он — страшный сон натовских генералов! Только искусственное создание угрозы оправдывало и наличие генеральских должностей, и определенные денежные оклады. А самое главное — существование НАТО сильно накачивало долларами военный комплекс США, который не может себе представить, что придется меньше клепать оружия.

Таким образом, российская военная угроза становится главным идеологическим лозунгом для оправдания существования НАТО.

Теперь мы с нетерпением ждем саммита Североатлантического альянса, который пройдет в Варшаве 8—9 июля. Генсек организации Йенс Столтенберг заявил, что он будет переломным. Почему он делает акцент на этом? Министр иностранных дел Германии сделал странное заявление о том, что необходимо заранее сообщить России, почему саммит будет переломным. Это напомнило мне, как в 1941 году германский посол пришел к руководству СССР и сообщил, что его страна намерена объявить войну Советскому Союзу. Сейчас неким зеркальным образом глава МИД ФРГ требует обнародовать для России повестку дня до открытия саммита.

Самый негативный сценарий, на мой взгляд: НАТО может развернуть боевые действия против России. Кроме того, может случиться так, что альянс откажется от той части своего устава, которая запрещает принимать в организацию государства, имеющие территориальные конфликты. Если это ограничение будет снято, то в состав НАТО могут быть почти мгновенно приняты Грузия, Молдавия, Украина. Из Финляндии тоже уже раздаются вопли, что она хочет под крыло военного блока.

Позитивный сценарий может быть таким: Североатлантический альянс объявит новую политику в отношениях с Москвой, воскресит совет Россия — НАТО и, не дай бог, конечно, заявит, что готов вместе с нашей страной бороться с ИГИЛ. Но это все, конечно, мечтания.

Думаю, переломным саммит будет потому, что речь на нем пойдет о дальнейшем наращивании вооруженных сил в Европе с тем, чтобы оказывать на Россию не только военное, но и моральное давление. НАТО намерен висеть у нас над головой и твердить всему миру, что этот “медведь” может поцарапать, а потому необходимо наращивать силы в Европе».

 

Виктор Олевич, политолог, эксперт по российско-американским отношениям:  

«Несмотря на заявленные намерения США о развороте к Азии, про которые рассказал несколько лет назад президент Барак Обама, настоящий разворот НАТО и других военных структур США и Европы происходит, как мы видим, к российским границам. В соседних с РФ странах, государствах Восточной Европы при поддержке США и ЕС устанавливаются радикально антироссийские режимы, настроенные на нагнетание ситуации в отношениях с Москвой. Мы видим, что это происходит по всему периметру российских границ в Европе, касается это и нового руководства Польши, и стран Прибалтики — Литвы, Латвии, Эстонии. То же самое происходит в Скандинавии — Швеции и Финляндии, и Норвегии — где регулярно за последние пару лет появляются истерические сообщения о российской угрозе. Мы наблюдаем за тем, как американцы, европейцы стягивают свои силы к российским границам. Это связано с тем, что Штаты видят возрождение российской державы. Они видят страну, которая за последние 15 лет смогла восстановить свой военный и экономический потенциал, смогла выйти из той критической ситуации, которая сложилась в 90-е годы после развала СССР. Нынешняя Россия представляет для Вашингтона конкуренцию. 

Ряд американских политиков говорят об этом откровенно. Тут можно вспомнить заявления бывшего кандидата в президенты США от Республиканской партии Митта Ромни, который называл Россию геополитическим противником номер один. С этим согласны и другие политические деятели, представители американского внешнеполитического истеблишмента. Свои решения они принимают на основании этой позиции. 

Для современных США первостепенная цель во внешней политике — поддержание своего статуса единственной сверхдержавы, мирового жандарма, от которого зависит происходящее в ключевых регионах мира. И для того, чтобы играть эту роль, Вашингтону необходимо лишить другие страны возможности проводить суверенную независимую от него политику и ставить преграды американской экспансии. Так что цели США и их европейских союзников в противостоянии с Россией достаточно прозрачны. Здесь прослеживается намерение оказать давление на Россию, заставить нас укротить свои государственные амбиции, попытаться повлиять целым комплексом мер, от экономических до военных».