25 мая 2016 - 10:32

В преддверии рабочего визита в Венгрию глава МИДа Сергей Лавров дал большое интервью крупнейшей местной газете Magyar Nemzet. Министр ответил на вопросы об отношениях с НАТО и Евросоюзом, о ситуации на Украине и о санкциях. «Антимайдан» собрал основные тезисы беседы.

О НАТО и угрозах безопасности России

«Не хотелось бы уподобляться тем безответственным политикам, которые в угоду собственным амбициям готовы с легкостью принести в жертву интересы поддержания мира и стабильности в Европе и, не задумываясь о последствиях, продолжают повышать ставки, раскручивая маховик алармистских настроений. Мы не склонны излишне драматизировать ситуацию. При этом, безусловно, не можем игнорировать нарастающие негативные тенденции, складывающиеся в результате взятого в НАТО курса на сознательный подрыв стратегического баланса сил в Европе, включая укрепление военного потенциала Североатлантического альянса вблизи российских границ, создание европейского сегмента глобальной ПРО США.

Иначе как дестабилизирующими и недальновидными такие действия назвать нельзя. В этом контексте российская сторона будет предпринимать все необходимые шаги для парирования рисков и угроз, возникающих для нашей национальной безопасности. Рассчитываем, что в НАТО в конечном итоге возобладает здравый смысл, и наши западные партнеры найдут в себе силы отказаться от выстраивания конфронтационных схем, обусловленных стремлением обеспечивать собственную безопасность за счет других».

Об отношениях с ЕС

«Прежде всего хотел бы отметить, что нынешний кризис в отношениях с Евросоюзом стал результатом упорного нежелания партнеров выстраивать диалог на основе подлинного партнерства. Россия неизменно выражала готовность к взаимодействию с ЕС по широкому спектру вопросов — от отмены краткосрочных виз до сближения в сфере энергетики. Однако в ЕС возобладала близорукая линия на захват геополитического пространства. Кульминацией такого курса стал поддержанный в том числе рядом стран ЕС государственный переворот на Украине. Когда захватившие вооруженным путем в Киеве власть националисты своими безответственными действиями поставили страну на грань раскола, развязали гражданскую войну, страны Запада почему-то стали во всем обвинять Россию, ввели против нас односторонние рестрикции. Представляется, что украинский кризис высветил высокую степень зависимости ЕС от политического и экономического влияния Вашингтона.

Нам же хотелось бы иметь дело с сильным Евросоюзом, который бы выстраивал отношения с партнерами на международной арене, исходя прежде всего из собственных интересов, а не ставя во главу угла солидарность с внерегиональными игроками. Разумеется, такая работа не может быть успешной без отказа от логики противостояния и сдерживания, без ведения диалога на принципах подлинного равноправия, реального учета взаимных интересов. Иными словами, "бизнеса как обычно", когда нам пытались навязать схемы взаимодействия, не отвечающие российским интересам, или поставить перед свершившимися фактами, больше быть не должно. Вместе с тем убеждены, что нам под силу преодолеть нынешний негативный тренд и выйти на траекторию устойчивого укрепления сотрудничества. Исходим из того, что разумной альтернативы взаимовыгодному партнерству между Россией и Евросоюзом не существует — слишком многое связывает нас в географическом, экономическом, историческом, просто человеческом плане».

О выполнении минских договоренностей

«К сожалению, здесь не все от нас зависит, но в последнее время западные коллеги уже понимают, где собака зарыта и кто отвечает за сохраняющийся пока тупик».

О санкциях:

«Санкции Брюсселя наносят ощутимый ущерб экономикам государств-членов ЕС, разрушая создававшиеся десятилетиями связи между коммерческими операторами, в целом не способствуют укреплению стабильности и доверия на европейском континенте, по сути, порождают новые разделительные линии в Европе. Очевидно, что попытки давления на Россию путем односторонних санкций не заставят нас отказаться от нашей принципиальной линии».

О роли России в мире

«Мир сейчас проходит через сложный, турбулентный период формирования новой полицентричной системы мироустройства. Усиливается конкуренция по вопросу о том, какие контуры примет будущая международная система. В этих условиях последовательно выступаем за необходимость направить эти процессы в цивилизованное русло, за совместную работу по поиску адекватных ответов на общие вызовы, на первом месте среди которых сегодня — международный терроризм. Такие подходы России находят поддержку со стороны большинства государств. Наша страна всемерно содействует оздоровлению ситуации, снижению конфликтности в мире.

Используем для этого потенциал участия в ООН, "Группе двадцати", ЕАЭС, БРИКС, ШОС, других многосторонних форматах. Напомню, что во многом благодаря принципиальной и творческой линии, России удалось выйти на договоренности по иранской ядерной программе, запустить "венский процесс" по содействию политическому урегулированию в Сирии, согласовать целый ряд других важных международных решений».