На этой неделе сенат Франции (верхняя палата парламента — прим. ред.) абсолютным большинством голосов принял резолюцию о необходимости постепенной отмены санкций против России. «За» проголосовали 302 парламентария, «против» — всего 16. Принятый документ был передан французскому правительству. В МИДе страны сообщили, что приняли к сведению результаты голосования.
Один из авторов резолюции — член верхней палаты Ив Поццо ди Борго рассказал, что он и его коллега Симон Сютур обратятся к национальным парламентам других государств ЕС с предложением провести аналогичное обсуждение. Сенаторы примут участие в конференции парламентских комитетов по европейским делам, которая пройдет 13-14 июня в Гааге. По словам ди Борго, не имеет значения, проголосуют законодатели в странах ЕС «за» или «против», «здесь важен не результат, а сам факт рассмотрения этого вопроса».
Василий Колташов, политолог, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений:
«Французы взбунтовались против Германии. Они, по сути, сказали, что не считают политику Берлина и Брюсселя выгодной и полезной. Но Франция не выступила радикально за немедленную отмену санкций, хотя именно это необходимо и целесообразно для Европы. Осторожность формулировки говорит о том, что все эти резолюции пока носят характер демонстрации.
Демонстраций становится все больше: региональный совет Венето проголосовал за отмену санкций, затем парламент Ломбардии, теперь французский сенат. Все указывает на то, что в Европе усиливается оппозиция по отношению к политике Брюсселя и Берлина как к источнику брюссельской линии. Но пока не созрело качественное изменение отношения к санкциям.
Василий Колташов: Французы, по сути, сказали, что не считают политику Берлина и Брюсселя выгодной и полезной
Берлин постарается держать ситуацию под контролем. Единственная его слабость в том, что санкционная война против России совпала с ухудшением ситуации в европейской экономике. Поэтому у государств ЕС есть довольно серьезный фундамент для выступлений против санкционной политики. Особенно у тех, кто некогда создавал еврозону. Они зависимые, слабые и, за исключением Франции, я пока не вижу, кто бы на национальном уровне мог выступить против ограничительных мер.
Для Германии санкции необходимы, потому что ее цель — экспансия на Восток. Это такой политический курс, когда деятельность вне Европейского союза является приоритетной по отношению к проблемам, существующим внутри него. То есть на свои проблемы глаза закрывают, пытаясь решить их за счет внешней экспансии. Захватим, мол, Украину, потом Белоруссию, потом Россию, включим их в качестве периферии, заставим их делать то, что мы хотим, посадим там руководство, которое будет просто щелкать каблуками и делать все, что мы требуем, и проблемы ЕС будут решены, как это было в 1990-е, когда, благодаря экспансии на Восток, ЕС "переваривал" страны Варшавского договора».