15 июня 2016 - 17:42

Эксперты Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина представили анализ напряженности в субъектах РФ в 2015 году. Москва возглавила список из 36 российских регионов с повышенными политическими и экономическими рисками, а также высокой протестной активностью жителей.

Политическую напряженность исследователи определяли наличием конфликтов в административных элитах субъектов и положением оппозиции в местных парламентах. Эксперты также отмечали, в каких регионах ускорен рост протестных акций по поводу защиты трудовых прав, социальных гарантий, жилищных прав и прав предпринимателей.

В Москве в 2015 году нашлись все три признака «повышенной напряженности». Так, об остроте политических проблем говорили «множественные конфликты власти с бизнесом и гражданским обществом, перманентная протестная активность федерального уровня, дискредитация и депрофессионализация Мосгордумы, бесправное местное самоуправление», отмечается в докладе. Все это сопровождалось высокой протестной активностью, прежде всего связанной с проблемами городской среды (транспорт, архитектура, точечная застройка).

Схожую ситуацию эксперты КГИ видят в Краснодарском крае, где в прошлом году понизился не только уровень жизни, но и деловая активность после проведения сочинской Олимпиады-2014. Начались конфликты «старых элитных групп и новой администрации», к тому же в крае стало заметно больше акций протестов, связанных с защитой трудовых и жилищных прав, добавляют эксперты.

Все три признака «повышенной напряженности» сошлись в Республике Удмуртия, Пензенской, Ульяновской, Челябинской и Иркутской областях, отметили авторы исследования. Еще в 29 регионах они выявили совпадение двух признаков. Протестная активность зафиксирована в Санкт-Петербурге, в республиках Коми, Башкортостан, Татарстан, Красноярском и Забайкальском краях, Астраханской, Омской, Томской областях и других регионах. В Дагестане протестная активность нарастала на фоне «сложных внутриэлитных противоречий».

В 2016 году КГИ продолжил мониторинг «повышенной напряженности». Картина половины текущего года будет представлена к осени. Методику оценки социально-экономической и политической напряженности в регионах комитет представил в сентябре прошлого года. Ее назначение — реагировать на ситуацию в тех регионах, «где она сильно отклоняется от нормы».

 Алексей Мартынов, политолог, директор Международного института новейших государств:

«В отличие от гражданина Кудрина и его “комитета неких инициатив”, я не вижу тенденций к нарастанию протестных настроений. Я не заметил, чтобы люди выходили на улицы в благополучных регионах, там, где есть работы и регулярная и достаточная зарплата. Я не знаю, на основании чего команда Кудрина делает свои выводы.

А вообще, в последнее время этот комитет так называемых гражданских инициатив откровенно и умышленно нагнетает обстановку, рисуя все в черных тонах. Может быть, это такая тактика, чтобы потом развести руками и сказать: “Слава богу, мы не правы”. Или наоборот: “Мы были правы, но, благодаря усилиям гениального Алексея Леонидовича, нам удалось избежать неприятной ситуации”. Наверное, в этом смысл их деятельности. Очень сложно комментировать чужие инсинуации.

Наверное, в этом исследовании есть отсылка к протестам 2011 года в Москве, всем этим акциям белоленточников. Однако нужно понимать, что сегодняшняя ситуация принципиально отличается от того, что было 5 лет назад. Существенно обновился состав Центральной избирательной комиссии. Новый руководитель Элла Памфилова — та персона, к которой нет и не может быть претензий ни с той, ни с другой стороны. За прошедшие годы была проведена политическая реформа. И отношение высшего руководства страны и граждан к выборам изменилось в принципе. И власти, и обществу необходимы честные, открытые, легитимные выборы.

Дело в том, что люди прекрасно чувствуют манипуляцию. “Рассерженные горожане” в 2011-м вышли на улицы, потому что были не согласны с формой того, как проходили выборы, и с тем, что отвечали народу организаторы голосования, как они переворачивали и передергивали. Кстати, среди протестующих было немало потенциальных сторонников партии власти и руководителей страны.
Если нынешние выборы пройдут так, как сейчас представляется, протестных настроений в принципе быть не может.

Подобные доклады — это форма манипуляции общественным мнением. Как раз вот эта казуистика заставлять жить и действовать в парадигме “суверенной демократии”, которой давно уже нет».