06 августа 2016 - 13:17

Два года назад Москва ввела продовольственное эмбарго на ввоз отдельных видов продуктов из США, ЕС и ряда стран, ранее наложивших санкции на Россию. 

6 августа 2014 года Владимир Путин подписал указ о применении отдельных специальных экономических мер для обеспечения безопасности РФ. Под запрет попали сыры, рыба, мясо, а также фрукты и овощи.

Для европейской сельхозпродукции РФ была основным рынком сбыта. Российские санкции за два года привели к отрицательным последствиям для экономик европейских стран. Аграрный сектор ЕС терпит миллиардные убытки. Европейские фермеры призывают правительства своих стран разрешить проблемы, вызванные санкциями против РФ.

Отношения России и Запада осложнились в 2014 году из-за ситуации на Украине. В июле 2014 года США и ЕС, помимо санкций против отдельных физических лиц и компаний, ввели ограничительные меры против целых секторов российской экономики.

 

Алексей Мартынов, политолог, директор Международного института новейших государств: 

«От санкционной политики Запада не выиграл никто. Безусловно, все проиграли. Нанесен урон механизмам российской экономики, складывавшейся в предыдущие двадцать с небольшим лет как часть глобальной системы. Экономики стран Европы существенно потеряли, поскольку они были вынуждены покинуть российские рынки, ставшие уже традиционными для многих европейских производителей. 

Но надо сказать, что российская экономика успешно адаптировалась к санкционной политике, на определенном этапе приняв эту политику коллективного Запада как некое новое условие, а не как временную меру. Удалось перестроить экономические механизмы, что позволило нам довольно быстро адаптироваться к новым условиям и даже выйти на определенный рост, чего не скажешь о некоторых сегментах европейской экономики, которые так и не нашли замену российским рынкам. 

Кроме того, спустя два года интересно отметить: мы знаем, что санкционную политику инициировали США, а затем под их давлением подключился ЕС. Но теперь в ряде случаев, к огромному недоумению европейских производителей, бизнесменов и политиков, в некоторые сегменты российского рынка, откуда европейцы из-за санкций были вынуждены уйти, зашли аффилированные американскими корпорациями структуры, пусть и опосредованно. Особенно это связано с высокотехнологичным оборудованием, например, в нефтегазовой среде. 

Была запущена программа импортозамещения в России, по ряду позиций она довольно успешно продолжается до сих пор. Но понятно, что есть отдельные сегменты, где нужно время, чтобы выйти на самостоятельное производство высокотехнологичного оборудования.

Итог для нас не печальный, как бы ни хотелось этого тем, кто начинал санкции. Более того, антироссийские меры не возымели того действия, которого хотелось бы их авторам. Все громче звучат голоса из Западной Европы и даже уже из США о том, что надо бы прекращать эту историю, поскольку она не работает.

Но важно то, что нам в принципе все равно. Хотите, давайте сядем, поговорим, закончим эту историю и будем жить по-другому. Хотя понятно, что так, как было, уже не будет. Не хотите — будем жить так».

 

Алексей Мухин, политолог: 

«Очевидно, что антироссийские санкции нанесли серьезный удар по стабильности российской экономики, усугубив влияние мирового финансового кризиса. Но есть и хорошие новости — российская экономика мобилизуется. По отдельным направлениям, особенно высокотехнологичным, агропромышленный комплекс и ВПК демонстрируют не то чтобы взрывной успех, но серьезные позитивные сдвиги. Поэтому санкции можно оценивать с негативной точки зрения, но есть и позитивный итог, и он довольно внушительный».