Сегодня в России вспоминают события августа 1991 года. Ровно 25 лет назад жители Советского Союза из утреннего выпуска теленовостей узнали об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП). Было объявлено, что президент страны Михаил Горбачев болен и исполнение его обязанностей взял на себя вице-президент Геннадий Янаев — председатель ГКЧП. На самом деле глава СССР был изолирован в своей резиденции в Форосе сотрудниками КГБ.
В Москву вошли воинские подразделения. В столице им навстречу вышли демонстранты, поддерживающие Бориса Ельцина и демократические преобразования. Президент РСФСР, при поддержке депутатов Верховного Совета, издал указа о непризнании чрезвычайного положения и переподчинил себе союзные органы исполнительной власти, включая силовые структуры. Действия Ельцина встретили широкую поддержку в Москве, Ленинграде и других городах.
Попытка смещения Горбачева с поста президента, захвата власти в стране и смены политического курса провалилась. Августовские события 1991 года, завершившиеся арестом членов ГКЧП, предопределили распад СССР. Через четыре месяца Советский Союз прекратил свое существование.
Антон Демидов, сопредседатель движения «Антимайдан»:
«Сейчас многие говорят, что советский народ к 1991 году устал от социализма, плановой системы, хотел свободы. И думаю, что это действительно так. Однако людям нужны были преобразования, а отнюдь не развал великого государства. Прозападные силы использовали народное недовольство для экспорта в нашу страну "демократии" по американскому типу. Показателен момент, когда Ельцин и Горбачев буквально наперегонки звонили президенту США Джорджу Бушу-старшему с докладом о распаде СССР.
По сути, ГКЧП предвидел развал Союза, однако ему не хватило политической воли, чтобы образумить демонстрантов, которые в перестроечном угаре не ведали, к чему ведет политика Горбачева и Ельцина».