12 октября 2016 - 13:24

Согласно результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), две трети россиян (64%) сегодня считают армию хорошей школой жизни. За четверть века эта доля выросла почти в два раза (33% в 1990 году).

39% граждан называют армейскую службу одним из главных социальных институтов, формирующих у граждан патриотизм.

25 лет назад 42% респондентов считали, что служба в вооруженных силах может причинить юношам моральный или физический вред, теперь же число людей, разделяющих подобное мнение, снизилось почти вдвое — до 23%, отмечают социологи.

Главными факторами формирования патриотизма россияне считают также семью (67%) и школу (49%). Средствам массовой информации отводят такую роль лишь 14% опрошенных, церкви и общественно-патриотическим движениям — по 13%.

«Каждый второй гражданин нашей страны (52%) видит в российских офицерах людей высокой морали и считает, что молодые мужчины должны брать с них пример. Причем чаще так думают респонденты в возрастных группах от 35 до 44 лет и от 60 и старше (56% и 55% соответственно)», — говорится в материалах ВЦИОМ.

Как отметил председатель правления ВЦИОМ Константин Абрамов, за последние годы в сознании россиян укрепилась мысль о том, что армия не только отвечает за обороноспособность страны и эффективно решает эту задачу, но и является одним из главных факторов формирования патриотизма у молодежи.

Александр Перенджиев, военный эксперт, политолог:

«Военно-политическое руководство страны и лично министр обороны уделяли и уделяют внимание реальному повышению имиджа вооруженных сил, в то время как при Сердюкове выданные на это деньги просто отмывались. Это во-первых.

Во-вторых, играют роль обострившиеся отношения с западными странами, в частности, давление НАТО на наши границы. Пришло понимание, что армия — это не какой-то ненужный инструмент, как раньше думали, а действительно реальная сила, обязанная обеспечить защиту нашего государства.

В-третьих, я считаю, повышению имиджа во многом способствовал бренд "вежливых людей". Он очень серьезно поднял значимость вооруженных сил. А в-четвертых, врмия сейчас получает новую военную технику и красивую форму, — это тоже важно.

Не последнюю роль играют даже социальные сети. Молодые люди с удовольствием фотографируются, делают селфи в военной форме с автоматом, чтобы показать, какие они мужественные и сильные.

И самое интересное, даже девушки стали обращать больше внимания на то, был ли юноша в армии, и отдавать предпочтение парням, которые служили. Среди представительниц прекрасного пола рейтинг отслуживашего молодого человека как будущего мужа в несколько раз выше, чем оценка того, кто в армию не ходил. Даже ботаник из научной роты ценится выше, чем тот, кто не имеел никакого отношения к силовым структурам.

Кроме того, мне кажется, традиция празднования 23 февраля, Дня защитника Отечества, изменилась. Это уже не просто мужской праздник, как раньше. Поздравлять стали именно мужчин, которые служат или служили в армии.

Раскручивание такого бренда тоже содействует повышению имиджа вооруженных сил, способствует тому, что социальная группа мужчин, служивших в армии, стала выглядеть более привлекательной. Попасть в эту группу стало более престижно, чем оставаться среди неслуживших. Думаю, это тоже сработало».