30 ноября 2016 - 10:43

Владимир Путин 1 декабря в полдень выступит с ежегодным посланием Федеральному собранию. Обращение президента станет двадцать третьим в истории современной России. 

Мероприятие традиционно пройдет в Георгиевском зале Московского Кремля, куда приглашены министры, руководство администрации президента, члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, губернаторский корпус, главы религиозных конфессий, руководители Верховного и Конституционного судов, представители крупнейших СМИ — всего около 1000 человек. Прямую трансляцию будут вести все федеральные телеканалы.

Российский лидер обозначит основные приоритеты внутренней и внешней политики. Будут сформулированы стратегические направления развития нашей страны на ближайшие годы. 

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков ранее сообщил, что очередное послание Владимира Путина Федеральному собранию по традиции будет отличаться от всех предыдущих. Особый акцент при этом будет сделан на социальной сфере.

«Каждое послание отличается от другого. Иным станет послание в этом году. Вместе с тем их всех объединяет некий "путинский" стержень с акцентом на социальной сфере, на социальных обязательствах государства», — заявил глава кремлевской пресс-службы.

Сергей Марков, политолог, директор Института политических исследований:

«Думаю, в послании президент обратит основное внимание на внутреннюю политику и, прежде всего, на ту ее составляющую, которая связана с проблемами социальной справедливости и роста экономического благосостояния населения. Эти две темы будут во главе. 

 И третье направление, о котором президент нередко упоминает, — это формирование крупных национальных проектов по развитию страны. В связи с этой темой может пойти речь о развитии высоких технологий и о создании кластеров наподобие сочинского. 

Глава государства может заострить внимание на задачах по строительству мощных инфраструктурных кластеров в городах, где будут проводиться матчи чемпионата мира по футболу». 

 

Эдуард Лимонов, писатель:

«Ничего особого от послания не жду. Президент в целом справляется со своими обязанностями. У нас есть тот президент, который есть. Не так плох, мог быть хуже». 

Алексей Мартынов, политолог, директор Международного института новейших государств:

«Я уверен, что одной из сюжетных линий послания будет предстоящий печальный юбилей — столетие большой русской революции, которое мы будем отмечать в следующем году. Предполагаю, что президент выскажет мысль о том, что государство обязано меняться, но для этого нет необходимости разрушать само государство. Мы это сделали дважды в двадцатом веке собственными руками, в 1917-ом и в 1991 годах, и потом тяжелейшими усилиями страну восстанавливали. Наверное, опыта прошлого века нам достаточно, чтобы усвоить эти уроки. 

Мы меняемся и будем меняться, но без революций и потрясений, без потери суверенитета, без разрухи в головах. И конечно, послание Федеральному собранию затронет актуальную повестку и происходящие вокруг нас события. Думаю, президент скажет о том, как в непростой внешней обстановке решаются внутренние задачи нашей страны».

Алексей Мухин, политолог, генеральный директор Центра политической информации:

«Предполагаю, что президент сосредоточится на внешнеполитических успехах, однако хотелось бы услышать о путях и моделях решения внутриполитических проблем. Я имею в виду, прежде всего, социальную и экономическую сферы. 

Пока правительство, мягко говоря, не блещет. Отчеты звучат очень успокаивающе, но общая ситуация в экономике и социальной сфере тревожная. Думаю, что президент должен уделить именно этим вопросам пристальное внимание».

Василий Колташов, политолог, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений:

 «Есть два сценария выступления президента. Возможно, он скажет то, о чем говорил и прежде — про большие успехи, которые нас ждут в недалеком будущем. О том, как мы будем покорять мировой рынок своими высокотехнологичными продуктами. И о том, что трудный период мы уже прошли и начинается рост. Все это будет воспринято критически — в это никто не верит и правильно делает. 

Или Владимир Путин будет говорить по конкретным вызовам, по сложившейся ситуации. Есть косвенные признаки того, что он коснется той ситуации в экономике и в обществе, которая сейчас существует. На это указывает арест Улюкаева, о котором, по моему мнению, президент знал, а премьер-министр не знал. Также в пользу такого сценария говорит история с чиновниками-академиками.

Существует общественный запрос на то, чтобы авгиевы конюшни были очищены и политика стала реально эффективной — отвечающей вызовам кризиса, а не игнорирующей кризис. Отмечу, что после ареста Улюкаева наблюдается очень много позитивных изменений, исходящих от разных ведомств и структур, связанных с экономикой.

Я бы хотел, чтобы президент в послании рассказал о стоящих перед Россией проблемах и о том, что стране требуются определенные кадровые перестановки и коррекция экономического курса. Мне кажется, это сейчас является наиболее важным».

 

Богдан Безпалько, политолог, член Совета по межнациональным отношениям при президенте России:

«Мне кажется, сейчас основными будут вопросы, связанные с внутренней политикой Российской Федерации, развитием нашей страны, а также с экономическими проблемами. 

Безусловно, не будут забыты и внешнеполитические вызовы, которые встали перед Россией в течение последнего года: война с терроризмом в Сирии, а также попытки Украины дестабилизировать ситуацию в Крыму, которые наблюдаются с августа. 

Наверняка президент уделит внимание теме выборов в США, итог которых внушает нам надежды на нормализацию отношений с Соединенными Штатами Америки и на позитивные изменения в мировой политике». 

 

Борис Межуев, политолог:

«Нет ощущения, что послание президента будет посвящено преимущественно экономике. В России сейчас не выражена дискуссия по экономическим вопросам. Возможно, оно будет касаться гражданского общества, общественных инициатив. Наверняка будет сказано о модернизирующейся политической системе России и о том, насколько выборы способствовали развитию этой политической системы. 

Предполагаю, что в послании будет сказано о вопросе технологий и о тех вызовах, которые современное технологическое развитие ставит перед Россией. Сейчас эту тему поднимают многие эксперты, наверняка президент отразит ее в своем послании Федеральному собранию. Возможно, будет затронута тема человеческого капитала и качества образования. 

Думаю, речь главы государства будет пронизана идеей сбалансированности, устойчивости развития российской системы. В истеблишменте нашей страны выделились партия развития — ее активно продвигают Алексей Кудрин, Сергей Кириенко — и партия традиций. Тему устойчивости и духовных основ очень ярко воплощает Святейший патриарх Кирилл. А президент осуществляет сборку этих двух сюжетов, выступает в роли связующего звена. Возможно, в послании он отметит необходимость баланса между этими двумя противоположными регистрами российского лояльного дискурса. 

И конечно, едва ли президент обойдет тему трансформации мирового порядка. Международная обстановка меняется в сторону, сулящую нам большие возможности. 

Это не значит, что все тут же побегут отказываться от санкций, но очевидно, что пирамида русофобии, которая была выстроена в мире, быстро осыпается. России следует воспользоваться этим заметным улучшением международной обстановки. И, я думаю, президент наметит какие-то вехи и возможные шаги, укажет, как утвердить новую роль России в мире и какой может быть эта роль». 

Кирилл Бенедиктов, политолог: 

«В отношении внутренней политики, как и многие наши соотечественники, я бы хотел услышать в послании президента четкий сигнал даже не столько народу России, сколько правительству. А именно — хотелось бы, чтобы президент все-таки акцентировал внимание на необходимости поворота от монетаристской финансовой политики, которая у нас очень долго определяла все действия экономического блока кабмина, в сторону реального сектора. Это, наверное, самое главное.

 Что касается внешней политики — хотелось бы большей определенности в отношениях с нашими соседями на Украине, поскольку последние их действия, в том числе похищение российских военнослужащих, требуют очень жесткого ответа. И то, что этого ответа нет, выглядит странно. Мне кажется, что президент должен определить точку зрения России в этом случае. Потому что ситуация, которая существует на данный момент, создает странное представление, будто с Россией и ее военнослужащими можно делать в принципе все, что угодно, и никаких официальных жестких шагов предприниматься не будет». 

Дмитрий Аграновский, адвокат: 

«От президента я уже много лет жду одного и того же — чтобы он подвинул либеральное крыло в своем правительстве и сделал ставку на патриотов. Если внешняя политика нас полностью устраивает, то внутренняя вызывает некоторое непонимание. Мир изменился, наши отношения с Западом изменились, а вот экономическая политика остается почти такой же, какая была задана Гайдаром.

Некоторые подвижки я вижу, но они такие медленные. Я желаю нашему президенту большего динамизма, большей решительности. Ведь мы видим, что, когда нужно, у него решительности достаточно».

Александр Перенджиев, военный эксперт, политолог:

«Я ожидаю услышать от Владимира Владимировича Путина в первую очередь о том, по какому пути необходимо идти в вопросах экономического развития нашей страны и как мы должны решать вопросы, возникающие в связи с санкциями. 

Но самое главное, о чем я хотел бы услышать, — как будет дальше выстраиваться государственная кадровая политика. Мы возвращаемся к лозунгу «кадры решают все» и не можем сейчас от него уйти. Потому что те, кто занимает ключевые посты и принимает оперативные решения, и есть наши важнейшие "боевые единицы", на них лежит огромная ответственность. Именно они в конечном итоге будут и решать внутренние проблемы страны, и отражать внешние вызовы и угрозы».

Владислав Шурыгин, военный публицист, обозреватель газеты «Завтра»:

«Мне вполне хватает всего того, что глава государства делает и говорит в течение года. Не считаю для себя нужным анализировать послания, тем более я всегда считал их калькой с американских. 

 Если говорить о том, что во время обращения к Федеральному собранию президент задает повестку на ближайший год, то нередко последующие события все меняют. Я не раз слышал выступления президента, которые в течение года настолько жестко корректировались, что от первоначального варианта в итоге не оставалось ничего, потому что положение изменилось. Достаточно вспомнить послание 2013 года, перед тем как произошел переворот на Украине и к России присоединился Крым». 

Александр Чаленко, украинский публицист, обозреватель МИА «Россия сегодня»:

«Я бы хотел, чтобы президент сказал: "Пять минут назад я подписал закон, который ставит Украину вне закона, мы начинаем освобождение Новороссии и Малороссии". Но он этого не скажет, а все остальное мне не очень интересно. 

Перед русским народом и государством сейчас стоит одна-единственная цель — воссоединение русских земель. Две трети или даже 80% территории Украины — исконно русские земли, это Малороссия, Новороссия, Карпатская Русь. Там в подавляющем большинстве, на 90 с чем-то процентов, живут русские люди. Необходимо, чтобы мы с ними жили в одном государстве под названием Россия. Это будет русская реконкиста. 

Президент прекрасно начал в 2014 году с присоединения Крыма. Нужно не стесняться и продолжить. Я уверен, что русский народ его поддержит в этом благородном начинании. Запад может еще больше возмутиться, но нам не привыкать. Нужно брать пример с Соединенных Штатов: им плевать, поддерживает их мир или нет, — они делают что хотят. Если мир будет видеть, что мы прогибаемся, нам на голову залезут так, что не сгонишь. Надо нам поступать так же, как США, тогда нас будут бояться и идти на уступки».