21 декабря 2016 - 17:40

Ответственность за убийство российского посла в Турции Андрея Карлова взяла на себя коалиция «Джейш аль-Фатх» («Армия завоевания»). Об этом сообщают российские СМИ со ссылкой на телеканал «Ас-Сумария». В это объединение входят салафитская группировка «Ахрар аш-Шам» и «Джебхат ан-Нусра» (организация запрещена в РФ), ранее заявившая о своем переименовании в «Джебхат Фатх аш-Шам».

«Джейш аль-Фатх» образовалась в прошлом году. Ее участники, по сути своей, террористы, которые, к тому же, противостоят официальным сирийским властям, периодически сотрудничая с так называемой вооруженной оппозицией. Базируется коалиция в основном в Идлибе. По данным издания Al-Ahram Weekly, «Джейш аль-Фатх» получает 40% своего финансирования из Саудовской Аравии и Катара.

Андрей Карлов был убит в понедельник вечером в Анкаре бывшим полицейским Мевлютом Мерт Алтынташем. Террорист расстрелял дипломата, а затем начал выкрикивать лозунги: «Не забывайте Алеппо!», «Не забывайте Сирию!» и «Аллах Акбар!». Преступник был уничтожен. Российскому послу посмертно присвоено звание Героя России.

Юрий Зинин, арабист, ведущий научный сотрудник Центра партнерства цивилизаций МГИМО:

«”Джейш аль-Фатх”* восходит к известной “Аль-Каиде”* в качестве ее ответвления, появившегося в Афганистане еще при американцах. Когда с главой “Аль-Каиды” бен Ладеном было покончено, в арабских странах стали образовываться наследники этой организации. В Сирии такой филиал получил название “Джебхат ан-Нусра”, что значит “фронт победы”. Он представлял собой одну из главных экстремистских сил, однако, в отличие от ИГИЛ*, не выступал за халифат, считая эту задачу преждевременной. Сначала нужно было добиться полной победы на местах, а потом думать о каком-то государстве.

“Джебхат ан-Нусра” признана террористической не только в России, а практически везде в мире. Ее отряды воюют в разных городах Сирии — и под Дамаском, и в Алеппо. В прошлом году организация решила переименоваться в “Джейш аль-Фатх”, пытаясь уйти от старого названия, которое вызывало ненависть. Но, по сути, в ее деятельности ничего не изменилось, и некоторые продолжают использовать прежнее имя. Продолжается борьба этого и подобных объединений за главенство, свержение власти и установление средневекового правления.

Россия постоянно призывает другие государства, в том числе США, бороться с организацией “Джейш аль-Фатх”, не допускать ее расширения, финансирования, снабжения оружием. Наша страна вместе с сирийскими властями активнее кого бы то ни было противостоит ей.

Когда ИГИЛ, “Джейш аль-Фатх” и подобные организации берут на себя ответственность за террористические деяния, они пытаются доказать свою мощь, силу, вездесущность, наличие сторонников. Чтобы напомнить о себе и подбодрить тех, кто разделяет их идеи, эти группировки иногда приписывают себе преступления одиночек где-то далеко за пределами своего влияния. Возможно, убийство российского посла организовали на самом деле не они.

Но тот факт, что они на себя взяли такое преступление, уже говорит сам за себя. Значит, это самые крайние экстремисты, с которыми нельзя даже вести переговоры. Но мы и раньше знали, что с этой организацией нечего делать, кроме как бескомпромиссно ликвидировать.

Сейчас совместная группа ведет расследование убийства Андрея Карлова. Не исключено, что “Джейш аль-Фатх” пытается кого-то прикрыть или сбить с толку, пустить по неправильному пути. Стоит подождать официального подтверждения или опровержения этого заявления».

*Террористические организации, запрещены в России.