23 декабря 2016 - 11:45

Больше половины россиян сожалеют о распаде Советского Союза. В ходе исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) такую точку зрения высказали 63% опрошенных.

«С годами наши сограждане укрепились во мнении, что Советский Союз можно было сохранить», — говорится в документе ВЦИОМ. Однако 68% населения считают невозможным возвращение к «старой форме объединения республик». При этом сама идея некоего воссоединения государств постсоветского пространства россиянам нравится — «за» высказались 52% опрошенных, сообщает «РИА Новости».

По мнению руководителя исследовательских проектов ВЦИОМ Михаила Мамонова, у людей «преобладают положительные воспоминания об СССР и сожаление в связи с его распадом». Однако россияне понимают, что «воссоздание распавшегося государства уже невозможно».

Опросы, аналогичные тому, что провел ВЦИОМ, прошли и в других странах СНГ в рамках проекта «Общественное мнение о распаде СССР». Так, агентство «Евразийских мониторинг» провело исследования в Армении, Молдавии и на Украине.

В Молдавии 51% граждан полагают, что Советский Союз можно было сохранить. В Армении и на Украине такой точки зрения придерживаются 26% и 30% соответственно. Значительная часть армян и молдаван сожалеет о развале СССР (56% и 50%).

Этот показатель на Украине значительно ниже — почти половина опрошенных украинцев не сожалеют о том, что случилось.

По 45% граждан Армении и Молдавии выступили бы за новое объединение республик с общей границей, парламентом и валютой. На Украине таких 19%.

Анатолий Вассерман, публицист, политолог:

«Я выступал против распада Советского Союза еще в тот момент, когда он распадался. Помнится, я тогда говорил, что коммунисты — а на Украине отделение от Союза состоялась именно усилиями местных коммунистов — готовы были мириться с Союзом, пока он оставался советским. А я готов был мириться с советским, лишь бы он оставался Союзом.

Но я в ту пору был антикоммунистом, как раз потому, что видел, как стали действовать коммунисты, но не только поэтому. В тот период я сам был искренне увлечен либеральной теорией и только лет через 15 убедился в ее принципиальной и неустранимой ошибочности.

Я до сих пор остаюсь сторонником воссоединения, причем в том формате, который изначально предлагали видные коммунисты Розалия Элиашевна Люксембург и Иосиф Виссарионович Джугашвили. Это формат так называемой национально-культурной автономии, когда в едином государстве представитель каждой национальности в любом уголке страны имеет доступ к культурным богатствам соответствующих национальностей и образованию на нужном языке. Но оплачивается это силами всех представителей этой национальности опять же по всей стране. А разделение страны на национальные регионы считалось ими недопустимым.

По поводу нынешнего положения дел могу сказать, что по меньшей мере половина экономических проблем, выпавших на долю Российской Федерации, и по меньшей мере три четверти тех, что пришлись на долю республик поменьше, вызваны самим фактом распада Союза. Они автоматически исчезли бы после воссоединения, и это уже достаточная причина для того, чтобы воссоединение состоялось.

Замечу, что Молдавия, как одна из самых малых республик Союза, в наибольшей мере ощутила на себе тяжелые последствия распада. Конечно, на прибалтийской окраине Руси, где республики еще меньше, последствия были еще тяжелее. Но эти три республики долгое время находились под присмотром Евросоюза, поэтому там последствия остались почти незамеченными.

У Армении главные проблемы — Грузия и Азербайджан. С Азербайджаном у нее конфликт из-за Нагорного Карабаха. А Грузия просто много лет подряд держала фактически экономическую блокаду, не пропуская грузы в Армению и из Армении на свою территорию. Эти проблемы, несомненно, связаны с распадом СССР, но поскольку между многими народами Закавказья конфликты тянутся еще с дореволюционных времен, то сейчас они воспринимаются не как следствие распада Союза, а как нечто самостоятельное.

Что касается Украины, то не надо забывать, что 22 февраля 2014 года власть над большей частью Украины захватили вполне откровенные террористы. С тех пор они убили уже многие тысячи мирных жителей, причем не только в Донбассе.

Скажем, подельники главного рейдера Украины Коломойского не раз хвастались тем, что в первые же дни после переворота служба безопасности концерна "Приват"  уничтожила в Днепропетровске несколько сот активистов контртеррористического движения, после чего занялась охотой на всех антимайданщиков по всем соседним областям. И сейчас в тюрьмах Украины находится несколько тысяч политзаключенных, виновных только в том, что они в той или иной форме высказали несогласие с государственным переворотом.

В таких условиях гражданам Украины просто рискованно высказывать свое мнение, даже в ходе социологических опросов. Они не уверены ни в беспристрастности опрашивающих, ни в анонимности опрашиваемого. И большая часть данных этих опросов отражает не столько общественное мнение, сколько общественные опасения. И если даже в таких условиях заметная часть украинцев сожалеет о распаде СССР, значит, реально это сожаление испытывает большая часть народа, за исключением явных террористических отморозков».