18 января 2017 - 13:35

Телеканал CNN, который американцы нередко расшифровывают как Clinton News Network, совместно с корпорацией по исследованию общественного мнения ORC провел опрос жителей США. Как выяснилось, граждане Америки в основном не симпатизируют Владимиру Путину. Тех, кто позитивно относится к российскому президенту, существенно больше среди республиканцев (23%), чем среди сторонников независимых кандидатов (11%) и демократов (4%).

Более половины респондентов (56%) при этом заявили, что Штатам необходимо улучшить отношения с Россией, а не усиливать экономическое и дипломатическое давление на нашу страну.

58% участников соцопроса считают, что хакерские атаки и публикация компрометирующей информации не повлияли на итоги выборов.

В то же время американцы не остались равнодушны к обвинениям в адрес Москвы о вмешательстве в электоральные процессы в США. Почти 80% респондентов заявили, что внимательно следили за новостями о «попытках России повлиять на американское голосование». Из них 84% — это демократы, 75% — сторонники независимых кандидатов, 72% — республиканцы.

Отмечается, что далеко не все опрошенные верят национальным СМИ и выводам спецслужб о «российском влиянии». 43% считают их «очень вероятными», 32% скорее доверяют им, чем нет, а 24% этим заключениям не верят. При этом демократы больше, чем республиканцы, доверяют обвинениям в адрес Кремля (74% и 17% соответственно).

Борис Межуев, политолог:

«Никто не верит в то, что демократы проиграли из-за истории со взломом почты Джона Подесты и Национального комитета Демократической партии. Все прекрасно понимают: дело не в том, стоит ли за взломом Россия, а в том, что он сыграл минимальную роль в результатах выборов. Поэтому вся кампания с заявлениями, что Трамп — нелегитимный президент, так как якобы был взлом, выглядит не очень убедительно.

Безусловно, российскую тему чрезмерно раздувают в Америке. И для демократов она оказалась слишком невыигрышна — избирателей не удалось напугать Россией. Не потому, что Путин популярен или непопулярен, просто никто не ощущает Москву как серьезную опасность и угрозу для безопасности населения Америки. Даже для большинства рядовых сторонников Демократической партии это выглядело как отмазка, предлог, позволяющий объяснить собственное поражение.

Вопрос о взломах как о причине поражения большей части и проигравших, и выигравших кажется смешным. Никто на это вообще не обращал внимание, это не было главной темой даже в период обострения избирательной кампании. Этот небольшой эпизод был довольно быстро забыт, никто его даже особенно не раскручивал. Обсуждали, скорее, частный сервер Хиллари Клинтон.

Я думаю, Трамп во многом победил благодаря тому, что ассоциировался с Путиным, который воспринимается как сильный лидер. Республиканец очень умело в течение избирательной кампании играл на том, кто Владимир Путин — сильный соперник, с которым Трамп сможет бороться, или это друг и партнер. Поэтому сейчас люди могут переносить на Путина свои негативные чувства к Трампу, расстройство от поражения демократов, и так далее.

Не думаю, что отношение американцев к Путину — важный фактор сам по себе. Наоборот, скорее, это фактор, который не сработал. Для глобальных элит это важно, но для населения особого значения не имеет.

Существенно то, что отношение к Трампу у некоторых социальных категорий сложное. Поэтому желание его каким-то образом сместить, особенно у молодой части населения, разгоряченной антитрамповской кампанией, довольно сильное.

Вспомним избирательную кампанию 1968 года, очень похожую на то, что происходит сейчас. Тогда было поднято молодежное движение — не только хиппи, но и просто антивоенно настроенные политические активисты, которые были крайне недовольны президентом Джонсоном и протестовали против него. Им очень нравился сенатор Юджин Маккарти, который вдруг оказался лидером праймериз. Примерно как Сандерс — такой человек в возрасте, неожиданный самовыдвиженец, который внезапно стал очень привлекателен для большей части лево настроенных молодых интеллектуалов. Потом появляется Роберт Кеннеди, которого вскоре убивают, и эта смерть до сих пор вызывает большие вопросы.

И тут приходит Ричард Никсон, причем тоже с антивоенными лозунгами о том, что надо с честью кончать войну, и так далее. Разгоряченная, разбуженная надеждами на избирательную кампанию молодежь мгновенно бросается на борьбу против Никсона. До 1973 года не прекращались акты левого радикализма, появлялись крайне радикальные левые течения, в том числе и террористические, такие как «Черные пантеры».

Существующие настроения в Америке и на этот раз будут использованы. Левая часть общества сейчас недовольна, ей кажется, что у нее отняли победу. Она, может быть, и не хотела Хиллари, но точно не хотела Дональда Трампа, который культурно, ментально и социально чужд либеральной интеллигенции. И сейчас эти слои населения легко против него настроить. В этом смысле в коллекцию нападок вполне сгодятся обвинения Трампа в связях с Россией.

Все поплакали по поводу Обамы — он обставил свой уход мелодраматически, и это тоже сыграло определенную роль. Типа, уходит последний президент-интеллигент, а вместо него приходит обитатель золотых апартаментов. Сейчас антитрамповские настроения могут быть очень сильными. Проигравшая глобальная элита накачивает молодежь, говорят, будущим протестантам уже платят деньги. "Антимайдан " сейчас бы в Америке не помешал. Там как раз совершенно очевидны предмайданные настроения, и они не прекратятся еще долго. Какой будет размах, посмотрим 20 января.

В дальнейшем неизбежны всяческие попытки повторить конец 60-х годов, бесконечная городская герилья левых протестантов против неугодной власти, при полной поддержке медиа, что очень важно. Думаю, в ближайшее время мы увидим американский "майдан". Это можно прогнозировать без особого страха прослыть плохим предсказателем».