25 января 2017 - 12:04

Комитет защиты журналистов (CPJ, неправительственная организация со штаб-квартирой в Нью-Йорке — прим. ред.) требует освободить представителей СМИ, в том числе сотрудника RT, задержанных при освещении протестов в день инаугурации Дональда Трампа.

Полиция Вашингтона задержала корреспондента Russia Today Александра Рубинштейна в пятницу 20 января, несмотря на предоставленное им удостоверение журналиста. Ему предъявлены обвинения в участии в беспорядках, а это тяжкое преступление второй степени.

Предварительное слушание по делу Рубинштейна состоится 16 февраля. Представителю российского телеканала за исполнение служебного долга могут присудить до 10 лет лишения свободы и штраф до 25 тысяч долларов. Подобное наказание грозит также и американскому журналисту, сотруднику медийной компании Vocativ Эвану Энджелу, отметили в CPJ.

«Власти Вашингтона должны отказаться от обвинений в беспорядках по меньшей мере против трех журналистов, арестованных при освещении протестов в день инаугурации президента США Дональда Трампа», — говорится в письменном заявлении организации.

«Подобные обвинения являются совершенно неподобающими, и мы обеспокоены тем, что они пошлют пугающий сигнал журналистам, которые в будущем будут освещать протесты», — подчеркнул Карлос Лауриа, старший координатор программ CPJ в Северной и Южной Америке. Он призвал Вашингтон немедленно отказаться от обвинений.

В свою очередь представитель ОБСЕ по свободе СМИ Дунья Миятович просит власти США обеспечить конституционные и международные правовые гарантии свободы прессы в деле задержанных журналистов.

«Средства массовой информации играют важнейшую роль в демократических странах, обеспечивая прозрачность, а также подотчетность исполнения государственной власти. Эта функция общественного наблюдательного органа, в частности, важна во время выборов и смены правительства, включая время инаугурации. До тех пор, пока не будет доказано, что журналисты принимали прямое и активное участие в самих враждебных действиях, их деятельность во время публичных демонстраций должна оставаться нетронутой», — подчеркивает Миятович.

Она выразила надежду, что США продолжат поддерживать свою репутацию сторонника свободы слова и свободы СМИ в международном масштабе. Представитель ОБСЕ по свободе СМИ также напомнила американским властям, что права журналистов освещать публичные демонстрации гарантированы первой поправкой к Конституции США, а также статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая была ратифицирована Соединенными Штатами.

Комментируя задержание своего сотрудника, в RT выразили уверенность, что арест Александра Рубинштейна признают незаконным. «RT задействует всю силу своей команды юристов для поддержки нашего журналиста, и мы уверены, что тщательный анализ, который проведет офис генпрокурора США, подтвердит, что Александр, который все время ходит с журналистским удостоверением, был арестован неправомерно», — пояснили в пресс-службе телеканала.

Аркадий Мамонтов, журналист, телеведущий:

«Вопрос в том, что делали российский и американский корреспонденты. Принимали непосредственное участие в беспорядках? Бегали вместе с толпой и протестовали? Что там произошло такого, что полиция и власти настаивают на том, чтобы их осудить? Может быть, они нарушили какие-то правила поведения на американских митингах? Очень странно, почему только двоих взяли, и в их числе журналиста Russia Today. Там же и другие были.

В свое время, в 1989-1990 годах я и сам освещал митинги и демонстрации против власти и в Москве, и по всему бывшему Советскому Союзу. Люди высказывали свое недовольство, по Тверской улице бегали демонстранты, происходили столкновения с недавно сформированным ОМОНом, милицией. Правоохранители называли митингующих "карандашами", а демонстранты милиционеров — "ментами". Было такое гражданское противостояние, и мы это снимали, находились в гуще событий.

И мне известно, что во время уличных акций действия полиции зависят от приказа властей. Если дана команда не задерживать журналистов, пропускать людей с удостоверениями СМИ, то их не трогают. А если приходит сверху другое распоряжение, что с журналистами надо вести себя агрессивно, арестовывать их, тут же начинают в первую очередь скручивать не протестующих, а репортеров. Отбирать у них камеры, сажать в автобусы, увозить в отделение.

Возможно, была дана официальная команда арестовать именно журналиста RT — канала, вызывающего дикое раздражение у западных элит, потому что он дает альтернативную точку зрения на происходящие в мире события. И люди благодаря этому могут услышать не только то, что говорят западные пропагандисты, а то, что на самом деле происходит. Склонен предположить, что задержание Рубинштейна — такая своеобразная месть, черная метка для российских журналистов, работающих в США. Мол, смотрите, активно работать в нашем мире мы вам не позволим, будем вас прессовать и наказывать, по любому поводу можем вас арестовать и сделать с вами все, что хотим.

В любом случае это нарушение первой поправки в американском билле о правах и свободе слова. И арест журналистов — лишнее доказательство того, что все достижения, которыми американцы так гордятся, остались только на бумаге. Если ты за либералов, за ЛГБТ, то у тебя есть право высказываться. А если против, то какая у тебя может быть свобода слова? Как говорится, друзьям — все, а остальным — закон».