Меньше месяца пролетело со дня инаугурации нового американского президента. Вектор же русскоязычных СМИ в отношении внешней политики Белого дома начал неуклонно возвращаться в привычное русло. «Любовь» и «ненависть» приходят в нормальное динамическое равновесие. Причины такого разочарования, как и следовало предполагать, — в завышенных ожиданиях. «Наш Дональд» пока ведет себя как нормальный американский президент, а вовсе не как «агент Москвы» — что бы там не злопыхали его либеральные недоброжелатели и оппоненты со страниц и из телеэфиров глобальных медиа.
Какие признаки уже подсказывают нам, что логика американской внешнеполитической активности будет сохранена независимо от событий в самих США? Здесь нужно подчеркнуть: не творческое и художественное оформление, а именно корневая геополитическая логика, в основе которой всегда «в начале» была и будет Америка.
Давайте кратко рассмотрим первые шаги новой администрации в региональном разрезе:
1. Трансатлантика:
Привилегированные отношения с Великобританией сохраняются и упрочиваются. Тем более что новая американская власть весьма заинтересована в диалоге с Лондоном, который, в свою очередь, испортил отношения с действующими европейскими элитами на фоне продолжающегося «брэксита». Обмен визитами между двумя странами и великолепная защита Трампа в парламенте, которую продемонстрировала Тереза Мей, — это уже не сигнал, а позиция.
Политика же разрушения и удушения ЕС, которую американцы разными средствами ведут не первый год, получает новый эффективный инструмент — «правый разворот». Устранение с европейской политической арены глобалистской меркель-олландовской генерации политических деятелей через демократические процедуры и приведение к рычагам управления новых патриотов-изоляционистов, что также вполне соответствует чаяниям европейских народов, отлично укладывается в геополитическую логику США и лично Трампа. Сведенная на нет политическая субъектность ЕС будет закреплена экономической дефрагментацией. Такой расклад устраивает американцев в полном объеме. Трамп очень хорошо понимает, что время — такой же бизнес-ресурс, как и все остальные. Даже короткий откат общеевропейского конкурента от интеграционной модели — это для США прекрасная возможность, исходя из того, что страны старого континента по отдельности не в состоянии быть конкурентами американскому бизнесу не только глобально, но даже на своей территории.
При этом НАТО, несмотря на жесткую предвыборную риторику, остается на своем месте и, возможно, даже расширяется за счет восточноевропейских территорий. Первая на очереди — Черногория. Финансово же организация может даже подрасти, если будут воплощены в жизнь требования о жесткой бюджетной дисциплине стран-участниц (обязательные 2% на военные расходы). Не забудем, что утвержденные ранее планы дополнительного развертывания НАТО на «восточном фланге», запущенные еще Обамой, выполняются даже с опережением. К маю сего года ожидается и пересмотр ядерной доктрины США, очевидно, в сторону ужесточения.
2. АТР
Трампу предстоит сделать нелегкий выбор: затяжная «гибридная война» с рисками перехода в горячую фазу или уступка Китаю некоторых «неключевых» для США позиций в регионе и ставка на ослабление КНР в результате поражения в экономической и технологической конкуренции, то есть за счет роста самих США.
Нельзя при этом забывать, например, что американский экспорт в Китай в 2015 году составил 113 млрд долларов (третья строчка в списке после Канады и Мексики). Защита же интересов национальных производителей-экспортеров — важный пункт программы Трампа, и лишать их таких объемов было бы самоубийством для новой администрации. Поэтому резких движений, скорее всего, не будет. Пока мы видим некое совмещение подходов. Тихоокеанский пакт — детище демократической администрации — рухнул. В краткосрочной перспективе это пойдет на пользу Китаю, но Трамп рассчитывает выиграть за счет более жестких двусторонних торговых соглашений с теми же странами региона. Далее, контакты с Тайванем продолжены, воинственная риторика по отношению к Северной Корее возобновлена. Итоги поездки в Японию нового министра обороны США Джеймса Мэттиса — однозначны. Американцы не намерены отступать от прежней линии борьбы за доминирование в Южно-Китайском море. Геостратегическая удавка для Поднебесной никуда не делась, в дальний шкаф Овального кабинета не убрана.
То есть линия на сдерживание Китая любыми доступными средствами от подпитки сепаратистов в Синьцзяне до дальнейшего укрепления диалога с Индией, исподволь начатая еще демократами, остается ключевой задачей нового руководства США. Что касается Индии, весьма уместно было бы вспомнить предвыборную цитату нового президента от октября 2016 года: «Индия является крупнейшей демократией в мире и естественным союзником США. Если вы проголосуете за меня, то мы будем лучшими друзьями. Мы станем осуществлять крупные торговые сделки между нашими странами. Мы собираемся сделать большой бизнес с Индией. Мы будем иметь феноменальное будущее вместе». Как говорится, риторично, но симптоматично. После победы эта трапм-индийская дружба была подтверждена по телефону. «Они обсудили возможности по укреплению сотрудничества между США и Индией в широких сферах, таких как экономика и оборона. Они также говорили о безопасности в Южной и Центральной Азии», — сообщила пресс-служба о разговоре Трампа и Моди.
А на старых союзников, вроде Австралии и Новой Зеландии, публично цыкнули за заигрывания с тем же Китаем. Те, конечно, немного пообижаются — для порядка, и рассчитаются — опять же по порядку. Quod licet Jovi, non licet bovi.
3. БВСА
Борьба новой администрации с терроризмом в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, о которой Трамп громогласно заявил в своей инаугурационной речи, началась с миграционных запретов, передачи новых партий вооружений сирийским курдам и очевидной уже кампании против Ирана, который в очередной раз был объявлен «врагом №1».
Старые союзники Штатов — Саудовская Аравия и Израиль, а также, без сомнения, Турция — рассчитывают на ренессанс и, по утекающим в прессу данным, прилагают к этому все имеющиеся силы.
Недавний телефонный разговор Трампа и Эрдогана обеими сторонами оценен позитивно. Более того, президенты договорились в ближайшее время провести личную встречу. «Также стало известно, что на этой неделе Анкару посетит глава ЦРУ США Майк Помпео. Он намерен обсудить с коллегами борьбу с террористическими организациями FETO и PYD», — сообщает «РИА Новости». Как было сказано в одном хорошем фильме, «старый бизнес — это старый бизнес, а новый бизнес — это новый бизнес».
А пока сирийское урегулирование проталкивается в основном стараниями российских ВКС, которые немедленно отражаются на переговорном процессе, и правительственных войск, которые, в свою очередь, используют всевозможные альянсы. Уже стартовал процесс объединения усилий сирийских войск и отрядов оппозиции. В некоторых районах страны идут столкновения между оппозиционными и террористическими группировками, которые, потеряв общую гравитационную постоянную (в том числе в результате начала астанинского процесса) перешли к открытой грызне.
Впрочем, исчезновение антироссийской истерии на сирийской почве из международной повестки дня уже большое, хотя, вероятно, временное подспорье. Ключевая задача оси Москва-Дамаск — успеть максимально зачистить территорию Сирии от всех разновидностей иностранных наемников и «пятой колонны» до того момента, когда взгляд Трампа обратится непосредственно к сирийской проблематике, а старые союзники предложат ему новый план «переустройства БВСА», при котором их интересы, целиком или частично синхронные американским, будут максимально удовлетворены. Одна из таких смысловых максим — недопущение формирования южной ветки китайского пояса Шелкового пути. Другая — военный удар по Ирану, о котором так долго говорили американские и ближневосточные геополитики.
4. Африка и Латинская Америка
Прагматизация и неоколонизация — два понятия, полностью отражающие подход Трампа к перспективным действиям США на этих континентах. Меньше возни с гуманитарными и идеологическими проектами — больше экономической выгоды, включая вытеснение китайских экономоператоров, которые за последние годы нарастили свое присутствие на обеих площадках. Обе эти задачи напрямую наследуются Трампом от предыдущей администрации. Он их может только заострить. Симптоматично, что даже лидер Венесуэлы Николас Мадуро, страдающий от экономического коллапса и выступлений местных прозападных оппозиционеров, даже он высказался уже за сотрудничество с новой американской властью.
В целом думается, что в Африке и Латинской Америке, вдалеке от первых полос глобальных СМИ, найдет себе достойное применение потенциал «технологии госпереворотов», ранее отработанный соответствующими американскими правительственными структурами и НПО.
5. Россия и Евразия
Администрация Обамы испортила отношения между Москвой и Вашингтоном, к слову сказать, совсем. Администрация Трампа и он сам, в целом излучая оптимизм, пока лишь разогревается старой неоконовской риторикой (на этой «ниве» отметились уже почти все ключевые члены нового кабинета) вперемешку с осторожными сигналами о возможных разменах. Санкции на ядерное оружие, на Крым и так далее. С одной стороны, для Трампа Россия выглядит заманчивым левым флангом в борьбе против Китая, а с другой — антироссийская повестка может стать единственной, на которой Трамп в итоге сможет консолидировать собственную расколотою на две части элиту. Обе тенденции для России неприятны, а в версию о новой «Ялте» не верит уже никто.
Реально же внятная американская позиция по Украине и по Сирии, которую они пока не обозначили, определит контуры новых российско-американских отношений в политической сфере.
И если в Сирии позитивные сдвиги, хоты бы в теории, имеют место быть (спорную концепцию «зон безопасности» оставим пока в стороне), то на Украине ситуация только ухудшается. Показательно, что после телефонного разговора Трампа и Порошенко интенсивность обстрелов Новороссии лишь возросла.
Антироссийские санкции в данном смысле становятся вторичными — недаром в ходе первых контактов лидеров двух стран эта тема даже не поднималась. Вероятно, Трамп будет прощупывать российское руководство на готовность к компромиссу в свою пользу, которым можно будет поторговаться во внутриполитической борьбе. Не увидит встречного движения — пойдет на попятную, разыграет сценарий: «Теперь обладая всей полнотой информации о российской угрозе, я могу...» и далее по тексту.
Что касается Центральной Азии — ей, похоже, предстоит стать одной из арен соперничества США и Китая. Здесь упомянутый выше потенциал «технологии госпереворотов» уже был опробован. Зачем выдумывать новые схемы? Любопытно, что в ходе предвыборной кампании Трампа Узбекистан звучал в его речах в ряду примеров террористических государств (вместе с Сомали, Сирией, Афганистаном, Ираком, Йеменом и Пакистаном). Случайно или не случайно — покажет время.
Итого: реальный трампизм во внешней политике еще не проявился в полном объеме, но уже можно говорить о том, что его геополитические основания вполне укладываются в стандартный подход всех предыдущих администраций. Мы обязательно увидим смену обоснований и риторики — без этого новой администрации не устоять. Мы, возможно, увидим более внятный подход к противодействию международному терроризму, ведь уже совершенно очевидно, что инструмент этот, взятый в чистом виде, приносит больше хлопот, чем пользы. А вот борьба с ним, как и в начале 2000-х, отличный повод приложить руку к событиям в болевых точках геополитического Хартлэнда. Россия, например, именно по этой логике закрепляется в восточном Средиземноморье, и пропустить подобный выпад американцы не смогут. Неоимпериалистический передел мира продолжается.
Заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН
Дмитрий Егорченков