Президент Сирии дал эксклюзивное интервью радиостанции Europe1 и телеканалу TF1 в Дамаске. Башар Асад отметил, что, несмотря на освобождение Алеппо два месяца назад, нельзя говорить о победе в войне, пока террористы не понесли поражения во всей Сирии. По его словам, до ликвидации терроризма еще далеко, поскольку боевики получают поддержку от многих западных стран, в том числе Франции и Великобритании, а также Турции, Саудовской Аравии и Катара.
Он отметил, что нет абсолютно никакой разницы между «Исламским государством» и большинством других вооруженных групп. «В Сирии у всех этих организаций одни корни. Люди, которые входили в ИГ, раньше числились в рядах "Джебхат ан-Нусры" (организации запрещены в РФ). Сейчас они перебегают из одного движения в другое, потому что у них одна идеология, ваххабизм, которая стоит у истоков терроризма».
«В соответствии с законом и международном правом, ни в одной стране мира люди не могут держать в руках оружие, если они не представители армии или полиции», — напомнил Башар Асад.
По словам президента, «прослеживается демонизация Сирии, ее правительства и армии крупнейшими СМИ и западными политическими кругами, которые с самого начала поддерживали так называемых умеренных». Сначала они называли их мирными демонстрантами, а затем сказали, что те уже перестали быть мирными, но все еще остались умеренными, отметил сирийский лидер.
Асад подчеркнул, что не Запад должен выбирать между ним и ИГ, а этот выбор предстоит сделать сирийцам. «И следовательно, нас не должно волновать, что думают по этому поводу западные чиновники. Им следовало бы подумать о собственном населении, защитить его от терактов, которые произошли из-за их политики», — добавил он.
На прошлой неделе был опубликован доклад Amnesty International, где говорится о тюрьме «Сайедная», расположенной неподалеку от Дамаска. Организация утверждает, что в этом месте сирийское государство втайне убивает свой народ, и сообщает о 13 тысячах казненных заключенных, массовых повешениях и пытках.
Комментируя этот отчет, Башар Асад отметил, что ни о каких фактах речи не идет. Доклад выстроен на неподтвержденных обвинениях, в нем не приводится ни одного документа, ни одного доказательства, подчеркнул сирийский лидер.
«Нас совершенно не интересует этот инфантильный доклад на пустом месте. Одни лишь голословные утверждения. Они говорят, что опросили каких-то свидетелей, все из которых оппозиционеры и дезертиры. Объективным этот доклад никак не назвать. — сказал президент Сирии. — Если вам хочется обсудить Amnesty International, пожалуйста. Это всемирно известная организация, и ей следовало бы постыдиться выстраивать доклад на основании голословных обвинений. Если вы придете в суд в вашей стране, он примет решение на основании утверждений или все же потребует доказательств?»
Он уточнил, что речь в тексте шла даже не о 13 тысячах человек, а о цифре от 5 тысяч до 13 тысяч. «Разброс более чем в два раза! Это означает, что никакого намека на точность тут нет. Не называется ни единого имени предполагаемых жертв», — добавил Асад. По его словам, в докладе также утверждается, что великий муфтий дает добро на казни, но при этом в Сирии религиозные деятели не имеют никакого отношения к судебным процедурам.
«Смертная казнь в Сирии законна. Она является частью сирийского права с провозглашения независимости. Таким образом, у правительства есть право казнить кого угодно в соответствии с законом. И зачем бы оно тогда стало заниматься этим нелегально?» — отмечает сирийский лидер.
«Мы не прибегаем к пыткам, это не является частью нашей политики. Если бы мы устраивали такие зверства, это играло бы на руку террористам, они бы от этого выиграли. Нам же нужно завоевать сердца сирийского народа. Если бы мы устраивали такие бесчинства на любом этапе конфликта, мы не пользовались бы такой народной поддержкой, как сейчас, по итогам шести лет борьбы. Таков простой факт», — заключил он.
Асад предложил начать расследование деятельности самой Amnesty International, раз она составляет доклады на основании голословных обвинений. «Это позор для такой организации, которая никогда не отличалась объективностью, а всегда вставала на чью-то сторону», — подытожил политик.
Говоря о тактике поведения с западными лидерами, Башар Асад отметил: «Нужно вести себя осторожно со всеми западными лидерами, потому что они могут сказать одно утром и поступить с точностью до наоборот вечером. Они не берут никаких обязательств. Они очень прагматичны и доходят до торговли своими ценностями. Я бы даже сказал, что их политика вообще не опирается на ценности».
Отвечая на вопросы журналистов о Франции, сирийский президент заявил: «Политика Франции с первого дня заключалась в поддержке террористов в Сирии. Она несет прямую ответственность за кровопролитие в нашей стране». По его словам, французские власти неоднократно говорили, что поддерживают войну. «Они сами говорили, что отправляли оружие так называемым умеренным группировкам, которые, по факту, являются террористическими. Американцы утверждали то же самое, что и французы», — напомнил Асад.
По его мнению, чем больше стран вовлечено в мирное сирийское урегулирование, тем лучше, однако многие государства уклоняются от участия в подобных процессах.
«Так считаем не только мы, но и россияне. Кроме того, они предложили многим странам участвовать, помочь им в борьбе с терроризмом и поддержать политический процесс. Запад же сам себя изолировал. В этом нет вины Ирана или России. Западные страны крайне пассивно отреагировали на эти инициативы. Так, например, в чем их позиция по Астане? Россия сказала им не приезжать? Нет, они сами решили не участвовать», — сказал сирийский лидер.
Он подчеркнул, что Иран и Россия — миротворцы, а Запад — разжигатель войны. Это так «на все 100%», уверен Асад.
По его словам, Россия уважает сирийский суверенитет, и на каждом стратегическом и тактическом этапе она сотрудничала с Сирией. «Она ничего не предпринимала без консультаций с нами. Ее политика опирается на ценности и интересы, в частности, в том, что касается борьбы с терроризмом», — отметил президент Сирии.
У него нет сомнений, что без российской поддержки ситуация была бы хуже. «Но до какой степени? Это никому не известно. Я не могу сказать, устояло бы правительство или рухнуло. В любом случае поддержка России была крайне важна в ослаблении ИГ и "Джебхат ан-Нусры". Дело в том, что эти организации стали договариваться, когда американская коалиция начала свои удары, свою косметическую операцию. И они продвигались вперед, пока Россия не вмешалась, и их не заставили отступить. Такова реальность. Таковы факты», — пояснил политик.
«Меня волнует борьба с терроризмом, с планами по уничтожению нашей страны. Это с самого начала было моей важнейшей задачей. Результаты касаются сирийцев, а ни в коем случае не европейцев», — подытожил Башар Асад.