11 мая 2017 - 11:46

Эммануэль Макрон избран президентом Франции. Что известно о нем, о его программе в экономике? Это человек, который работал в правительстве уходящего главы Франсуа Олланда. То есть вроде бы он должен придерживаться социалистических взглядов, однако для того, чтобы не оказаться в одиночестве и не проиграть на парламентских выборах в июне, ему нужно взять что-то из программы Марин Ле Пен, занявшей второе место во втором туре президентской гонки во Франции. Напомним, что состав Национальной ассамблеи Франции будет переизбран 11 и 18 июня.

Не случайно еще до второго тура Макрон заговорил словами Ле Пен, заявив, что «Фрексит», то есть выход Франции из ЕС, вполне вероятен, если Брюссель не изменит свою политику по отношению к Парижу. Конечно, после победы Макрон может попытаться «забыть» об этих словах, но французы охотно ему это напомнят. Более того, к избирательным урнам не пришли 25,44% из 47 миллионов потенциальных избирателей (максимальный процент с 1969 года), а количество пустых и испорченных бюллетеней составило 11,5%.

Что предлагает Макрон? За его словами о «дерегулировании» рынка труда скрывается то, что четырехмиллионная армия безработных во Франции будет быстро пополняться. Предполагается, что у работодателей должно быть меньше обязательств перед работниками, а увольнять можно будет на раз-два. Макрон намерен «подарить» компаниям налоговых льгот на 40 миллиардов евро, при этом сам механизм выдачи этих льгот выглядит непрозрачно. Помимо этого, планируется зафиксировать возраст гарантированной возможности выхода на пенсию на уровне 62 лет. Раньше выйти можно, но не факт, что денег хватит на то, чтобы себя прокормить. Кроме того, выходящие в ближайшие годы на пенсию французы столкнутся с тем, что их пенсия будет привязана к тому, что они отчисляли за время своей работы. Если отчислений было немного, или человек приехал в страну лишь 20-30 лет назад, то даже к 62 годам размер пенсии будет настолько незначительным, что на эти деньги не будет возможности купить даже основные продукты питания. 

Макрон намерен сократить расходы бюджета Франции. Здесь он следует рекомендациям своего наставника в Брюсселе, главы Европейской комиссии Жана-Клода Юнкера, который  в день объявления итогов выборов, 8 мая, заявил, что Франция «слишком много тратит», имея в виду средства ЕС. Он заметил, что «так больше продолжаться не может». 

Напомним, что ЕК уже выставила счет Великобритании, заявив, что у Лондона накопился должок в размере 100 миллиардов евро. Однако не только Брюссель находит все новых и новых должников в ЕС. В Вашингтоне уже заявили, что Евросоюз мало скидывается на НАТО. Одна Германия должна оплатить услуги Североатлантического альянса на сумму как минимум в 300 миллиардов евро за то, что там находится самая большая группировка американских войск в Европе.

Поэтому не удивительно, что бюджет Франции будет и дальше трещать по швам, так как от Парижа будут также требовать деньги. Но при этом Макрон намерен сэкономить на  выплатах бюджетникам Франции — 60 миллиардов евро долой из сметы, а это траты государственной казны на учителей и врачей. Более того, будет полностью заморожен наем новых сотрудников на государственную службу, а также 120 тысяч человек за ближайший год будут уволены. Но и этого мало: Макрон намерен раздать в частные руки куски государственной собственности, под «раздачу» может попасть даже старинная коллекция вин. 

В области взаимоотношений с Евросоюзом Макрон намерен вести такую же политику, что и Киев в общении с Брюсселем: новый президент Франции собирается добиться того, чтобы деньги бюджета все больше тратились на продукцию компаний Европы, даже если в результате местные французские предприниматели не досчитаются заказов на государственных закупках. Это означает, что будут новые увольнения в стране, где только официальный уровень безработицы составляет 10,1%, а среди молодежи — все 25%. При этом людям старше 45 лет найти новую работу на рынке труда Франции практически невозможно. 

Экономика Франции уже и так спотыкается: в I квартале ВВП страны вырос на 0,8% в годовом выражении, это самый слабый рост с 2014 года. Темпы развития французской экономики стремятся к нулю вместе с падением возможностей экспорта, которыми все больше пользуется Германия. Статистика неутешительная: дефицит торговли Франции в марте составил минус 5,4 миллиарда евро. По итогам же всего I квартала он подскочил на 48% по сравнению с предыдущими тремя месяцами.

Еще одна причина приближения темпов роста ВВП Франции к нулю — это снижение уровня жизни большинства французов. Несмотря на то, что в бюджет из каждых 100 евро валового продукта попадает 56,5 евро, эти деньги большей частью «растворяются». Сокращение выплат и увольнения в бюджетной сфере еще больше опустошат их кошельки. При этом дефицит бюджета Франции находится на высоком уровне — 3,4% ВВП. Государственный долг вырос до 96% ВВП, хотя еще в 2007 году он составлял около 60%. Это значит, что если не считать кредитные вливания во французскую экономику, она постоянно валится в пропасть, начиная с 2008 года и до текущего момента. 

Как Макрон намерен отстаивать интересы французских компаний, которые все чаще замечают, что правила торговой игры в ЕС дают больше форы их конкурентам в Германии? В Берлине, кстати, понимают, что Макрон готов играть по этим правилам, и действуют исключительно в своих интересах. Они заявили, что не намерены заниматься выпуском совместных французско-немецких облигаций: мол, Париж, решай свои долговые проблемы сам. 

В Берлине были вынуждены даже отстраниться от некоторых настойчивых попыток Макрона понравиться элите ЕС: министр финансов Германии Вольфганг Шойбле заявил, что идея Макрона создать единого министра финансов для 19 стран еврозоны «требует изменений в соглашении о создании Евросоюза и не является реалистичной». Конечно, господин Шойбле немного лукавит, так как вопрос подчинения банков стран из зоны евро единому руководству во Франкфурте, где находится штаб-квартира Европейского центрального банка, — это лишь вопрос времени. При этом не важно, будет формально у еврозоны единый министр финансов или нет. 

Где искать Парижу выход из затруднительной финансовой ситуации? Ответ лежит на поверхности: необходимо отменять санкции, дав тысячам французских компаний спокойно инвестировать в российскую экономику — от Калининграда до Владивостока, от Санкт-Петербурга до Крыма и Севастополя. Для России Франция сейчас занимает девятую строчку по оборотам торговли. Это очень мало, учитывая существующие возможности. Сама Франция по объему экспорта — девятая в мире, и это тоже повод задуматься над тем, чтобы подняться вверх. Учитывая потенциал экономики Франции, из России могли бы прийти инвестиции в совместные предприятия. При отмене санкций в отношении Москвы речь могла бы идти о создании 5-6 тысяч новых таких компаний с суммарным оборотом в несколько десятков миллиардов евро ежегодно. Наиболее перспективные отрасли для усиления взаимодействия — это автомобильная индустрия, машиностроение в целом, химическая промышленность, сельское хозяйство, включая виноделие.

Владислав Гинько, эксперт РАНХиГС при Президенте РФ