28 июля 2017 - 18:36

Всего за несколько лет беспилотные технологии шагнули далеко вперед. Появляются все новые виды автономных летательных аппаратов, работающих без экипажа и самостоятельно выполняющих самые различные задачи. Особенно заметен прогресс в военной отрасли, где БПЛА используются все активнее. И пока одни говорят о потенциале и новых возможностях, которые предоставляют передовые технологии, другие рассуждают о том, насколько их использование законно и этично, и не может ли получиться так, что машины, как в фантастических фильмах, начнут по собственному почину уничтожать людей.

Звучит неправдоподобно, однако такими перспективами не на шутку обеспокоены доктор философии Гьерт Лаге Диндал и профессор Сигрид Редз-Йохансен из Норвежского университета обороны. Свою статью, посвященную этическим вопросам, связанным с беспилотниками, они опубликовали на официальном сайте НАТО. 

В первую очередь авторы задаются вопросом о том, где начинается ответственность оператора беспилотников за гибель мирных граждан воюющей страны.

У полевых командиров есть определенная свобода выбора при принятии решений, например, в том, что касается военного преимущества и того, насколько оно важно для атаки. Они учитывают масштабы «косвенного вреда», который в ходе военных действий будет нанесен гражданским лицам (принцип пропорциональности). Во время планирования атаки командиры должны принять все меры предосторожности, чтобы убедиться, что нападение не направлено на защищаемых лиц или защищаемый объект и что атака не нарушает принцип пропорциональности.

Очевидно, что дроны не обладают человеческим сознанием, не способны оценивать ситуацию и принимать подобные решения, рассуждают авторы статьи. В каждом отдельном случае использование беспилотников должно быть твердо обосновано. Если речь идет о местах с малым количеством жителей, то здесь их можно использовать в течение нескольких часов или даже дней. Однако если военные действия проходят в крупных городах, то здесь необходимо вводить строгие ограничения и назначать ответственных, отмечают ученые. Новые военные технологии еще не вписаны должным образом в действующие международное законодательство. Учитывая то, как быстро развивается эта область, разработка правовой и этической основы станет крайне актуальной в самом ближайшем будущем.

Когда речь заходит о беспилотниках, возникает и ряд морально-этических вопросов. Для многих противников технологий главная проблема заключается в том, что, позволяя машине «принимать решение» об убийстве человека, мы тем самым обесцениваем человеческую жизнь. В этом смысле развитие новых технологий многим представляется чем-то глубоко аморальным. Критики новых систем опасаются, что при использовании БПЛА в условиях войны «косвенного вреда», то есть, случаев массовой гибели мирных жителей, будет гораздо больше.

«По мере развития беспилотных технологий все менее ясным становится то, как распределять ответственность и как заполнять возникающие пробелы в правовой области, — пишут в заключение авторы. — НАТО и союзники альянса должны устраивать международные дискуссии по этим темам. Автономные беспилотные летательные аппараты, какими бы технически сложными они ни были, останутся продуктом, инструментом в руках людей. Наша фундаментальная ответственность за то, как ведутся военные действия, с моральной точки зрения не может быть "делегирована", и уж тем более — машинам».