17 ноября 2017 - 12:47

Россия во второй раз за последний месяц заблокировала предложенный США проект резолюции Совета безопасности ООН о Совместном механизме ОЗХО и ООН по расследованию случаев применения химического оружия в Сирии (СМР). 

«Российская Федерация не могла поддержать разработанный американской стороной проект резолюции. Всем об этом было хорошо известно. Нам сегодня говорили, что мы отказались консультироваться и не выходили на связь. Наши эксперты выходили на обратную связь столько раз, сколько выходили на них. Так что это не соответствует действительности. На протяжении последних недель мы терпеливо разъясняли, что не можем рассматривать всерьез предлагаемую концепцию. Она изначально была неверна, будучи направленной на закрепление системных недостатков в работе СМР и Миссии ОЗХО по установлению фактов. Сегодняшнее выступление постпреда США было посвящено не СМР, а, по обыкновению, — России. Очевидно, мы не один раз еще услышим обвинения в адрес нашей страны в интервью и пресс-релизах», — заявил в своем выступлении постпред Российской Федерации при ООН Василий Небензя. 

Задачей американского проекта о продлении мандата совместного механизма России и ОЗХО по расследованию случаев применения химического оружия в России (СМР) было поставить под сомнение роль России в политическом процессе сирийского урегулирования, заявил постпред РФ. 

«Мой британский коллега сказал, а можно сказать, даже проговорился и выдал, и я ему очень благодарен за эту откровенность, главную вещь, вокруг которой был задуман и состоялся этот спектакль. Британский постпред сказал, что России нет места в политическом процессе в Сирии. Вот оно. Вот ради чего затевалась вся эта довольно нечистоплотная история — поставить под сомнение роль России в политическом процессе сирийского урегулирования. Спасибо Вам, господин Райкрофт, что Вы сказали вслух то, что многие вслух говорить не решались!» — заявил Небензя, выступая на заседании СБ ООН. 

Российский полпред сделал акцент на том, что американский проект не сбалансирован. 

«Главные акценты американского текста не менялись на всем протяжении экспертных дискуссий. В него вносились лишь косметические изменения, не закрывающие ни одно из выявленных слабых мест следственных органов по "химическому досье" Сирии», — сказал Небензя. 

По его словам, проект США «оторван от реальности».  

«Хотели бы напомнить американским коллегам и тем, кто, не стремясь вникнуть в подробности, поддерживал их оторванный от реальности проект, что именно на вас ляжет груз ответственности, если механизм не удастся сохранить. Россия делает все возможное, чтобы этого не произошло», — добавил российский дипломат. 

Небензя отметил: «Казалось, что нас объединяет одна цель — продлить мандат механизма и повысить его эффективность в интересах установления истинных виновных в совершении химических преступлений. Оказалось, однако, что наши некоторые партнеры по Совету безопасности руководствуются иными приоритетами». 

После заседания постпред РФ предположил, что Совет безопасности может принять решение о техническом продлении мандата механизма на кратковременный период, чтобы дать больше времени на согласование параметров его работы на ближайшие месяцы. Небензя подчеркнул, что Россия «всегда стремится к компромиссу», однако предупредил, что если на рассмотрение Совбеза будет внесен еще один вариант резолюции, «похожий на тот, который предложили американцы, у него тоже нет никаких шансов на принятие».

«Мы говорили и сейчас говорим, что если СМР и суждено "остаться в живых", то это должен быть механизм, который будет подлинно независимым, а не будет инструментом манипуляции теми, кто на самом деле является его истинными хозяевами», — отметил дипломат.

Вскоре после этого Япония внесла в СБ ООН еще один проект резолюции, который предусматривает продление мандата СМР на 30 дней. Совбез уже назначил закрытую встречу на 19:00 мск, в ходе которой будет обсуждаться предложение Токио. 

Как сообщает ТАСС, документ состоит из четырех предложений. В случае его принятия генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу и гендиректору ОЗХО Ахмету Узюмджю будет поручено в течение 20 дней подготовить «предложения относительно структуры и методики совместного механизма по расследованию, которые будут отражать взгляды членов Совета безопасности».

Москва уже в 10-й раз применила вето при рассмотрении документов, касающихся сирийского конфликта.