Глава Генштаба Вооруженных сил России, генерал армии Валерий Герасимов рассказал о дальнейшем развитии событий в Сирии на 2018 год.
«По военной линии — завершение уничтожения боевиков "Джебхат ан-Нусры" (группировка запрещена в РФ) и иже с ними. Часть боевиков этой террористической организации находится в зонах деэскалации», — отметил он, отвечая на соответствующий вопрос, в интервью газете «Комсомольская правда».
Герасимов при этом указал, что различных формирований, значительно отличающихся друг от друга, в Сирии много. «Некоторые поддерживают режим прекращения боевых действий. "Джебхат ан-Нусра" — категорически против. Значит, их придется уничтожать», — добавил начальник Генштаба.
Второй задачей Герасимов назвал перевод «военного решения вопроса в политическое русло».
«И она решается. Сейчас идет подготовка к Конгрессу сирийского национального диалога», — подчеркнул он.
По словам Герасимова, во главе формирований «Исламского государства» (организация запрещена в РФ) в Сирии находились командиры, обученные инструкторами из стран Ближнего Востока и Запада. За время боевых действий они захватили множество единиц бронетехники и артиллерии сирийской и иракской армий.
«С началом событий в Сирии Генштаб отслеживал обстановку, знал особенности тактики действий этих бандформирований. Мы понимали, что, кроме террористических действий, они применяют и тактические приемы. Одних только танков и бронемашин у них на вооружении было до 1,5 тысячи. Плюс где-то 1,2 тысячи орудий и минометов. Это фактически была регулярная армия», — сказал Герасимов.
Большинство покидающих Сирию боевиков ИГ бежит в Ливию, а также Афганистан, заявил он. «Почва там для них благодатная», — сказал Герасимов.
Глава Генштаба заявил, что американская база в Эт-Танфе на юге Сирии полностью блокирована правительственными войсками: «В Эт-Танфе вся территория блокирована сирийскими войсками по периметру этой 55-километровой зоны. Самое главное — несколько месяцев мы наблюдаем выдвижение оттуда боевиков».
По его словам, когда контроль был послабее, из района Эт-Танфе выходило даже порядка 350 боевиков.
«Была угроза захвата города Карьятейна в Сирии. Мы вовремя приняли меры. Было нанесено поражение, эти силы были разгромлены. Были и пленные из этих лагерей. Ясно, что там идет подготовка. Мало того, там находится лагерь беженцев Рукбан — крупнейший в Сирии», — добавил Герасимов.
В гарнизоне Эт-Танф расположена одна из военных баз США в Сирии, где проводится обучение и оснащение отрядов вооруженной сирийской оппозиции для борьбы с ИГ. Помимо базы в районе Эт-Танфе, коалиция США (в основном это американский спецназ) оказывает поддержку «Сирийским демократическим силам» (СДС) в провинциях Ракка, Эль-Хасака и Дейр-эз-Зор.
Герасимов также объяснил, почему за два с лишним года нашей операции в Сирии РФ так и не удалось договориться с коалицией во главе с США о совместной борьбе.
«Мы с самого начала пытались договариваться, и у нас кое-что получилось. Заключили Меморандум о соблюдении безопасности полетов авиации. Кстати говоря, этот меморандум добросовестно соблюдается обеими сторонами. Мы заключили соглашение с американцами и с Иорданией, согласно которому создана Южная зона деэскалации. Она стала первой такой зоной в Сирии. Это был важнейший прорыв», — рассказал он.
При этом глава Генштаба отметил, что все остальные предложения по организации совместного планирования, ведению разведки, уничтожению террористов, натыкались на непонимание и отказ. «Мы не видели с их стороны желания взаимодействовать. Хотя, конечно, это бы принесло большую пользу — совместное планирование, нанесение ударов, ведение операций», — подчеркнул Герасимов.
Группировка ВМФ России будет находиться в восточной части Средиземного моря на постоянной основе и после сирийской операции, заявил начальник Генштаба.
«В Средиземноморье сейчас действует на постоянной основе наше штатное соединение кораблей. Оно там и до событий в Сирии действовало, с 2015 года. И останется на постоянной основе», — сказал он.
Что касается российских военных советников, то они находятся практически во всех подразделениях сирийской армии.
«За два года (операции с участием РФ по уничтожению международных террористов в Сирии — прим. ред.) офицеры, младший командный состав сирийской армии получили большую практику. Сейчас они способны вести боевые действия и отстаивать свою территорию», — отметил Герасимов.
Начальник Генштаба высоко оценил роль российских военных советников. Их действия на всех направлениях действия увязаны единым замыслом, единым планом. Руководство осуществляется с командного пункта группировки в Хмеймиме.
«В каждом подразделении (армии САР) — батальоне, бригаде, полку, дивизии — находится аппарат военного советника. В его составе — необходимые должностные лица. Это оперативный состав, разведчик, артиллерист, инженер, переводчики и другие должностные лица. Они, по сути дела, планируют боевые действия. Оказывают помощь в управлении подразделениями при выполнении боевых задач», — добавил он.
В интервью была затронута и тема информирования Владимира Путина о ситуации в Сирии. По словам начальника Генерального штаба, министр обороны РФ Сергей Шойгу один-два раза в неделю лично докладывает президенту России о ситуации в Сирии, представляя необходимые документы, карты, видеоматериалы.
«Иногда верховный главнокомандующий выходит лично на меня, иногда вместе с министром ездим к нему на доклад. Президент определяет цели, задачи. Он в курсе всей динамики боевых действий. Причем на каждом направлении. И конечно, ставит задачи на перспективу», — заключил Герасимов.