Разработки нервно-паралитического вещества «Новичок», которым предположительно отравили экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочь, велись во многих странах, тогда как в России этого газа больше нет, заявил глава российского МИД Сергей Лавров. Такой комментарий министр дал вьетнамским и японским СМИ, которые спросили его о непростых отношениях между Россией и Великобританией.
В понедельник премьер-министр Соединенного Королевства Тереза Мэй заявила, что за покушением на Скрипаля «с высокой степенью вероятности» стояла Москва, поскольку когда-то «Новичок» производился на российских заводах.
Лавров подчеркнул: в нашей стране отравляющий газ был давно уничтожен, а вот целый ряд западных стран, в том числе США и Великобритания, до сих пор продолжает над ним работать.
«После того как химическое оружие было уничтожено в Российской Федерации, эти работы продолжались и продолжаются, если верить западным публикациям, в США, Великобритании, Чехии, Швеции», — сказал российский министр.
Глава российского МИД напомнил, что в 1991-1992 годах, когда Советский Союз распался, лаборатории по производству отравляющих веществ остались в целом ряде бывших республик, включая страны Балтии и Узбекистан. И что касается узбекских складов, то их ликвидировали при участии специалистов из США, подчеркнул он.
Кроме того, у России отсутствует какой-либо мотив совершать покушение на Скрипаля, отметил Лавров.
«В принципе, ни в какой ситуации нельзя предположить, что Российская Федерация будет этим заниматься. Но даже если гипотетически взять эту больную извращенную логику западных коллег, то кто в здравом уме может предположить, что Российская Федерация накануне выборов президента, накануне чемпионата мира по футболу вдруг решает создавать какие бы то ни было проблемы? Нет никакого мотива. Мотив есть у тех, кто продолжает на нас "наседать", в том числе ищет новые поводы (вслед за допингом, за другими вещами), как осложнить проведение чемпионата мира по футболу», — сказал он.
Зато причины нагнетать обстановку есть у британского правительства консерваторов.
«Лондон оказался в очень тяжелой ситуации на переговорах с ЕС по Brexit, — отметил Лавров. — Популярность этого правительства стремится вниз. О том, что не удается вырвать из Брюсселя то, что они обещали своему народу, своим избирателям, это известно общественному мнению Великобритании. А такой ход с организацией провокации вокруг Скрипаля отвлекает внимание».
Дипломат напомнил, что Скрипаль и его дочь живы, однако Лондон почему-то не хочет дожидаться того момента, когда они поправятся и смогут дать показания. Вместо этого Великобритания продолжает выдвигать голословные обвинения против России.
«Просто практически каждое слово в перечислении этих обвинений требует подтверждения», — отметил министр.
Фактически, подобные действия со стороны Соединенного Королевства — нарушение международной конвенции, подчеркнул Лавров.
«По конвенции сторона, которая хочет разобраться в чем-то, происшедшем на ее территории, обязана сделать это официально, письменно, — напомнил он. — Я не сомневаюсь, что наши британские коллеги все прекрасно знают — там сидят умные люди. То, что они категорически отказываются от оформления официального запроса и буквально сознательно и аррогантно идут на раздувание антироссийской риторики в публичном пространстве вплоть до истерики, говорит о том, что они прекрасно понимают, что у них отсутствует формальный повод для того, чтобы идти юридическим путем».