Посол США в РФ Джон Хантсман рассказал о будущих отношениях между Соединенными Штатами и Россией.
«Я не знаю, каким будет наше будущее, надеюсь, что нам удастся стабилизировать отношения… Я боюсь, что у нас не будет нормальных отношений, пока мы не сможем конструктивно решить некоторые проблемы, которые перед нами стоят», — сказал посол в эфире телеканала «РБК», отметив, что абсолютно уверен в том, что «в какой-то момент» они стабилизируются.
В свою очередь дипломат не стал исключать заморозки российских активов в США.
«Конечно, это возможно», — сказал он.
На вопрос о том, как Вашингтон намерен арестовать российские активы, если в отношении дипломатической собственности Москвы действует Венская конвенция, которая гарантирует ее неприкосновенность, посол напомнил, что помимо этой конвенции «существуют и другие соглашения».
«Существует Венская конвенция, которая гарантирует неприкосновенность. Ею руководствуются при обсуждении любой ситуации. Но также существуют другие соглашения, достигнутые в разное время, которые тем или иным образом касаются вопросов дипломатической собственности, дипломатических объектов. Поэтому не стоит строить предположения о том, как будут развиваться события», — резюмировал он.
По словам посла, иногда по вечерам он читает книги об истории американо-российских отношений. «Бывали и спады, и подъемы. И высылки дипломатов уже случались. В этих отношениях были и напряженные, и хорошие моменты», — сказал он.
По мнению Хантсмана, хорошие моменты в отношениях между двумя странами случаются, когда «мы можем сесть за стол и честно поговорить о том, что значит быть надежным и ответственным партнером».
По оценке посла, «то, что произошло в Солсбери, — так ответственные партнеры не поступают».
По словам американского дипломата, решение выслать российских дипломатов из США основано на «очень серьезных доказательствах», представленных британским премьер-министром Терезой Мэй.
«Она обратилась ко многим странам и к международным организациям и очень ясно объяснила, что, по ее мнению, произошло и как это связано с Россией. И эта информация была очень убедительной не только для США, но и для многих других стран», — рассказал Хантсман.
Хантсман добавил, что США «уверены в тщательности расследования, проведенного в Великобритании». «Такого же мнения придерживаются и многие другие страны. Эта уверенность достаточно велика для того, чтобы предпринять те шаги, которые вы видели в течение последних 24 часов», — отметил он.
Отвечая на вопрос, важно ли для Вашингтона дождаться итогов официального расследования, Хантсман сообщил, что для США «важно в сотрудничестве с Великобританией дать собственную оценку происшедшему, которая будет основана на фактах». «Профессионалы, участвующие в расследовании, — как и многие другие страны, — пришли к уверенному заключению, что здесь наличествует прямая связь», — сказал он.
Посол США также указал, что Мэй «очень ясно» заявила Москве, что в случае с отравлением Сергея Скрипаля речь может идти о двух вариантах того, как это произошло.
«Либо это чудовищное преступление произошло при поддержке российского государства, либо Россия нарушила свои обязательства по договору о запрещении химического оружия и утратила контроль над данным отравляющим веществом», — напомнил Хантсман, отметив, что Россия «до сегодняшнего дня не представила какого-либо разумного объяснения».
Хантсман также сказал, что, по его мнению, премьер-министр Мэй и ее правительство сделали «отличную работу» в части предоставления фактов. «Любой, кто сомневается, должен просто зайти в интернет, посмотреть публикации британского правительства и прийти к собственному заключению», — предложил посол США.
Отвечая на вопрос о том, могут ли повлиять на дальнейшие действия США результаты экспертизы Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), которая присоединилась к расследованию отравления Скрипаля, Хантсман выразил мнение, что деятельность этих специалистов «позволит проверить и подтвердить работу, которая уже была сделана». По его словам, предположение, что это расследование сможет открыть новые факты об отравлении Скрипаля, «пока лишь спекуляции».