25 июня 2018 - 12:32

Перед началом чемпионата мира многие СМИ высказывали опасения, что атмосфера в России будет враждебной и пугающей, что на нем будет царить навязчивый официоз, а английских болельщиков будут преследовать российские ультрас, отмечает британский журналист Оливер Браун в статье для The Telegraph. Однако здесь происходит нечто совершенно противоположное, уверяет автор статьи. Благодаря туристам в психоделических нарядах и всеобщему веселью создается впечатление, что в стране проходит музыкальный фестиваль. 

«Идеальным местом для наблюдения этого на практике является зал вылетов внутренних авиарейсов в аэропорту Шереметьево. У выхода на посадку рейса «Аэрофлота» 1758 в Волгоград исландские болельщики в костюмах викингов, с невозмутимым видом утолявшие за завтраком свой умопомрачительный аппетит, с нетерпением дожидались возможности попозировать для селфи с нигерийскими соперниками в традиционных шляпах племени йоруба. Это было очень трогательным свидетельством способности Кубка мира служить "кузницей" крепких связей между двумя диаметрально противоположными культурами», — пишет журналист.

Однако, как ни странно, больше всего британца удивили российские полицейские. По его словам, они просто наблюдают за происходящим «с иронией и удивлением» и не применяют силу, даже когда буйное веселье доходит до крайности. При этом блюстители правопорядка присутствуют повсюду. «В больших количествах они прохаживаются возле каждого пункта контроля и выстраивают полукилометровые кордоны вокруг каждого стадиона — они опасаются любых эксцессов, которые могли бы вызвать международный инцидент», — отмечает Браун.

Конечно, даже возможность провести Кубок мира с таким умопомрачительным размахом не позволяет в полной мере оценить масштабы необъятных просторов России, говорится в статье. И хотя выбор городов для проведения матчей позволяет ощутить разительный эстетический контраст — «от обаяния старого прусского Калининграда, бывшего Кенигсберга, до черноморских набережных Сочи — эти города все равно не охватывают и четверти суши страны». 

Отдельное место в этом списке занимает Волгоград. «Чемпионат мира предоставил бесценную возможность почувствовать те страдания и жертвы, которые стали частью российской истории», — подчеркивает Браун. Сам он пару часов бродил по Мамаеву кургану и признал: «Ничто так не закаляет дух, как масштабы памятника "Родина-мать зовет!" — колоссальной центральной статуи женщины, держащей в поднятой руке меч и бросающей вызов врагу или тому, что он символизирует». Этот памятник посещают толпы болельщиков, чтобы возложить цветы к Вечному огню.

На контрасте с Мамаевым курганом «в тени холма во всем своем великолепии сияет сверкающий стадион «Волгоград-Арена» с его полупрозрачным фасадом, освещенный подсветкой с перекрещивающимся узором. В этой картине каким-то образом слились и почтительное отношение России к прошлому, и ее стремление перевернуть страницу», пишет журналист.

Однако даже в таком «беспрецедентном международном показательном зрелище», как российский чемпионат мира, британец разглядел политику. По его мнению, блестящая организация спортивного праздника нужна непосредственно Владимиру Путину для того, чтобы другие страны иначе взглянули на Россию. И, похоже, это работает — «многие участники становятся добровольными и заинтересованными пропагандистами, которые бесконечно счастливы и рады заявить, что они избавились от своих предубеждений и что Россия, как бы то ни было, на самом деле является страной обетованной с молочными реками и кисельными берегами». Видимо, наша страна действительно всех «обманула»: она оказалась совсем непохожей на те представления о ней, которые до недавнего времени появлялись в западных СМИ.