16 августа 2018 - 11:44

Посольство России в США напомнило о столетней годовщине американской военной интервенции в России. Пост со ссылкой на статью агентства «РИА Новости», где перечислен ряд исторических фактов, дипломаты разместили на своей странице в Facebook.

«Ровно 100 лет назад, 15 августа 1918 года, Госдепартамент США официально объявил о разрыве дипломатических отношений с Россией, после чего американцы высадились во Владивостоке. Это ознаменовало начало полномасштабной интервенции стран Антанты в уже охваченную Гражданской войной страну», — говорится в сообщении, которое сопровождается хэштегами #МыПомним и #НеЗабудем.

Еще в декабре 1917 года США, Великобритания, Франция и их союзники по Антанте решили разделить зоны интересов на территории бывшей Российской империи. Они пообещали поддержку Белому движению, а в ответ потребовали выплатить долги царского правительства. За период иностранной военной интервенции, которая длилась с 1918 по 1922 годы, из России вывезли огромное число ценностей и природных ресурсов, от рук иностранных военных погибло большое число мирных жителей.

В первые годы советской власти США сохраняли нейтралитет, однако позже согласились помочь Великобритании и Франции в «освоении» Российского Приморья. Американцы стремились получить доступ к богатым ресурсам Дальнего Востока и помешать закрепиться там Японии. Возможное сопротивление русских в расчет не брали. Сенатор-республиканец от штата Вашингтон Майлз Пойндекстер, призывая к интервенции, говорил прямо: «Россия стала просто географическим понятием, и ни чем более она никогда не будет. Ее сила сплочения, организации и восстановления ушла навсегда. Нация не существует». 

Интервенты из США вывозили с Дальнего Востока лес, пушнину, золото. Американские фирмы получили разрешение от правительства Колчака совершать торговые операции в обмен на кредиты «Сити бэнк» и «Гаранти траст». Только одна компания отправила из Владивостока в Соединенные Штаты 15,7 тысячи пудов шерсти, 20,5 тысячи овечьих шкур, 10,2 тысячи крупных сухих кож. Вывозилось все, представлявшее хоть какую-нибудь ценность.

«С местным населением, поддерживавшим красных партизан, не церемонились, — отмечается в сообщении. — В Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока сохранились "Акты о замученных и расстрелянных крестьянах в Ольгинском уезде в 1918-1920 годах". Вот выдержка из этого документа: "Захватив крестьян И. Гоневчука, С. Горшкова, П. Опарина и З. Мурашко, американцы живьем закопали их за связь с местными партизанами. А с женой партизана Е. Бойчука расправились следующим образом: искололи тело штыками и утопили в помойной яме"».

Историк Федор Нестеров в книге «Связь времен» писал: «Сторонников Советов всюду, куда доставал штык заокеанских "освободителей России", кололи, рубили, расстреливали партиями, вешали, топили в Амуре, увозили в пыточных "поездах смерти", морили голодом в концлагерях». Многие крестьяне, поначалу не поддержавшие советскую власть, в конечном счете восстали против интервентов и перешли на сторону партизан.

После поражения армии военная интервенция в Россию стала терять смысл, и к весне 1920 года американские войска покинули пределы страны. Окончательно иностранные армии ушли из Советской России в 1922 году. И даже после признания СССР американцами и большинством европейских держав кровавую кампанию в России никто из западных политиков не осудил.

Давая оценку годам интервенции, Уинстон Черчилль в своей книге «Мировой кризис» написал: «Находились ли союзники в войне с Советской Россией? Разумеется, нет, но советских людей они убивали, как только те попадались им на глаза; на русской земле они оставались в качестве завоевателей; они снабжали оружием врагов советского правительства; они блокировали его порты; они топили его военные суда. Они горячо стремились к падению советского правительства и строили планы этого падения. Но объявить ему войну — это стыд! Интервенция — позор! Они продолжали повторять, что для них совершенно безразлично, как русские разрешают свои внутренние дела. Они желали оставаться беспристрастными и наносили удар за ударом».