14 сентября 2018 - 12:37

Глава Минэнерго США Рик Перри уверен, что Вашингтон имеет полное право использовать энергетику в качестве средства давления на государства, которые ведут себя неправильно. Об этом он заявил на пресс-конференции по итогам встречи в Москве с российским коллегой Александром Новаком.

«Ответ весьма ясный, что США вправе сегодня посылать сигнал странам, которые не ведут себя как цивилизованные члены мирового сообщества, что они будут наказаны. Есть множество способов сделать это. Энергетическая отрасль — один из них», — заявил Перри в ответ на вопрос журналиста, почему Вашингтон критикует Москву за то, что она якобы использует энергетику как рычаг давления на другие страны, а сам поступает также, вводя эмбарго на экспорт нефти из Ирана.

Рик Перри заявил, что США могут ввести санкции против трубопровода «Северный поток — 2». Его реализация, по словам министра, может привести к тому, что две трети импорта Европы займет российский газ. Вашингтон это не устраивает в первую очередь из-за того, что он сам хочет поставлять ЕС энергоресурсы. 

Александр Новак сообщил, что Россия абсолютно уверена в своей конкурентоспособности по поставкам в Евросоюз.

«Мы не боимся конкуренции с СПГ из Соединенных Штатов Америки, и мы не предпринимаем никаких мер, направленных на то, чтобы этот газ не поставлялся в Европу», — сказал он. 

По итогам переговоров Александр Новак назвал встречу с американским коллегой продуктивной и заявил, что с нетерпением ждет продолжения диалога. Перри же выразил «разочарование и обеспокоенность по поводу продолжающихся попыток России внедриться в американскую энергосеть». Он также подчеркнул, что на Вашингтоне и Москве «лежит общая ответственность за укрепление международной энергетической безопасности и глобальной стабильности».

Дмитрий Егорченков, директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН:

«В заявлении министра энергетики США нет ничего удивительного. Это очередное подтверждение того факта, что американская политическая элита в целом продолжает жить в системе координат "высшее — низшее". В "высшее" они при этом записывают сами Соединенные Штаты, которые, по их мнению, имеют право на глобальное лидерство в силу самых разных причин, и основная — это, конечно, доминирование в экономике, энергетике, военной сфере. Свое лидерство они не намерены никому уступать. Напротив, как говорила Хилари Клинтон, они готовы за него сражаться любой ценой. 

На основании такой сверхпозиции очень многие американские политики уверены, что они наделены правом единолично определять и наказывать виновных. А таковыми они считают тех, чьи позиции и интересы расходятся с интересами Соединенных Штатов Америки. Именно такой механизм прописан в целом ряде основополагающих американских документов. 

В список стран, которые в первую очередь должны быть наказаны, уже довольно давно и плотно входят Россия, Иран, Северная Корея, Китай и так далее. Перечисленные государства рассматриваются как ревизионистские, то есть рассчитывающие либо вернуть свое былое влияние, либо набрать новое влияние в мире. Таким образом, эти страны ставят под сомнение лидерство США и в идейном плане, и фактически своими действиями. Более того, по мнению американских политологов, они являются "недемократическими", то есть противостоящими той модели демократии и глобализации, которую продвигает Вашингтон. За свое неповиновение такие государства должны быть и могут быть наказаны. 

Список карательных мер тоже давно определен, это целый набор средств и механизмов, включающий в себя и экономические санкции, и гибридные технологии, и "цветные революции", и кибервоздействие, и работу с оппозицией. Энергетика в списке тоже есть. И американцы рассматривают эту сферу как возможный инструмент давления на другие страны тоже только для себя. Получается, что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. Это позиция США. 

Что касается прошедшей встречи министра энергетики РФ Александра Новака со своим американским коллегой Риком Перри, считаю, что ее нужно рассматривать не в плане глобальной пользы, а, скорее, с учетом некоего меркантильного интереса. Тем не менее, в виду того, что российская сторона весьма спокойно комментирует прошедшие переговоры, значит, некоторые договоренности все же были достигнуты. Но говорить о полной гармонии здесь, конечно, нельзя, потому что интересы России и США на энергетическом рынке расходятся».